Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.1.5. Психология эпохи Возрождения

  В эпоху Возрождения (XVI-XVII вв.) человечество активно продвигалось к пониманию обусловленности психической деятельности внешними явлениями, а не богом. Особая заслуга в этом принадлежит французскому учёному Рене Декарту (1596-1650) - математику, философу и физиологу. Он утверждал, что взаимодействие человека с миром происходит как ответ на внешние стимулы и ввёл понятие рефлекса как закономерного ответа организма на внешние воздействия. Рефлексы и чувства (страсти) души подчинены тем же законам, что и вся природа. Чувства обусловлены сознанием. Так впервые мифологическое понятие души было заменено научным термином сознание. Оно понималось им как непосредственное (без посредников) знание души о самой себе. Потом два столетия сознание изучали методом интроспекции (от лат. introspecto - гляжу, всматриваюсь внутрь), т. е. самонаблюдением.
  На основе взглядов Декарта возникло понятие ассоциации.
  Ассоциация - такая связь между отдельными представлениями (или вещами, информацией, воспоминаниями), при которой одно из представлений вызывает представление о другой.
  Хуан Вивес (1492-1540), исп. философ, гуманист и педагог, считавший главным вопросом проявления души, а не её сущность; видел основу познания в наблюдении и эксперименте.
  Хуан Уарте (~ 1530-1592), испанский врач и философ-материалист, который ставил способности души в зависимость от телесных особенностей человека, его темперамента, климатических условий и пищи, а не бога.
  Фрэнсис Бэкон (1561-1626), английский философ, родоначальник английского материализма и методологии опытной науки, который сказал: «Знание - сила»; предложил индукцию (движение от частного к общему) как метод познания. В религии видел одну из связующих сил общества. А его однофамилец и предшественник Фрэнсис Бэкон (1214-1294), средневековый философ, тоже считал, что эксперимент и математика должны быть основой всех наук.
  Изучали развитие, речь, способности. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и познавательных процессах (ощущениях, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, представлении).
  Вопросы этики, волевого поведения и свободы личности по-прежнему оставались вопросами богословия.


 
© www.txtb.ru