|
ВВЕДЕНИЕ
Психология как дисциплина необходима студентам, чтобы получить представление о психике человека и её природе, уметь дать психологическую характеристику личности, её темперамента, способностей, характера; знать психологические закономерности межличностных отношений в коллективе; уметь её применить полученные знания в практической деятельности, а также владеть приёмами психологического воздействия на личность. Издание является учебным пособием по психологии для студентов экономико-математического факультета УлГТУ. Оно состоит из двух книг, включающих в себя основной курс психологических знаний, необходимых руководителю и специалисту, работающему в системе рыночной экономики. В этот курс входят сведения из разных областей психологической науки, имеющие прямое или косвенное отношение к деятельности субъектов рынка: общей психологии, психофизиологии, социальной психологии, психодиагностики, психологии управления, психологии маркетинга и некоторых других психологических дисциплин. Данная, первая книга учебного пособия содержит в себе общие основы психологических знаний, необходимые для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с профильной деятельностью. В учебном пособии раскрыты все основные темы, предусмотренные программой курса «Психология» и УМК. Текст учебного пособия снабжен необходимым методическим аппаратом, который включает в себя контрольные вопросы и задания, темы для докладов, тесты для контроля знаний в количестве 473 шт. Наименования отдельных разделов и тем соответствуют вопросам, рассматриваемым на лекционных и семинарских занятиях. Список литературы разделен на две группы: I - основная литература, II - дополнительная литература, рекомендуемая для написания рефератов, подготовки тематических сообщений (докладов). Предполагается, что студент, работающий над рефератом, докладом или занимающийся самообразованием, уже знаком с первоисточниками, включенными в группу I, используемыми на семинарских занятиях. Схема расположения литературных источников - в алфавитном порядке. Даны ссылки на интернет-источники и сайты для скачивания психологической литературы. Издание будет доступно студентам в электронном виде, поэтому словарь основных психологических понятий не приводится во избежание загромождения пособия. В тексте даются полные и ёмкие определения основных научных понятий курса. Аналогично построена и вторая книга пособия. Целями изучения психологии как одной из общеобразовательных дисциплин, является формирование следующих компетенций:
1) знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); 2) владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); 3) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); 4) способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8); 5) умение критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11); 6) способность к экономическому образу мышления (ПК-26). Задачи изучения дисциплины: - повышение уровня общей и психологической культуры; - ознакомление с основными направлениями развития психологической науки; - формирование целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности; - формирование умений самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий; - формирование умений самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности; - формирование умений самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей; - овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, саморазвития; - приобретение опыта анализа профессиональных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности; - приобретение опыта выявления и учёта индивидуальнопсихологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности; - ознакомление с методами развития профессионального мышления и творчества. Трудоёмкость: 6 ЗЕТ (6 зачетных единиц трудоемкости). Выписка из Государственных образовательных стандартов для студентов экономических специальностей 2000 г.: 1. Психология: предмет, объект и методы психологии. 2. Место психологии в системе наук. 3. История развития психологического знания 4. Основные направления в психологии. 5. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. 6. Психика и организм. 7. Психика, поведение и деятельность. 8. Основные функции психики. 9. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. 10. Мозг и психика. 11. Структура психики. 12. Соотношение сознания и бессознательного. 13. Основные психические процессы. 14. Структура сознания. 15. Познавательные процессы. 16. Ощущение. 17. Восприятие. 18. Представление. 19. Воображение. 20. Мышление и интеллект. 21. Творчество. 22. Внимание. 23. Мнемические процессы. 24. Эмоции и чувства. 25. Психическая регуляция поведения и деятельности. 26. Общение и речь. 27. Психология личности. 28. Межличностные отношения. 29. Психология малых групп. 30. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
|
|