|
2.1. Природа аддиктивного поведения
Аддиктивное поведение - это одна из форм девиантного поведения личности, которая характеризуется патологическим пристрастием к чему- либо или кому-либо в целях саморегуляции или адаптации. Предметом патологического пристрастия могут стать наркотики, сексуальный партнер, пища, деньги, власть, азартные игры, то есть любой объект или вид активности. При аддиктивном поведении наблюдается широкий спектр патологии различной степени тяжести - от пограничного поведения до тяжелой психологической и физической зависимости. Развитие аддиктивного поведения ведет к постепенному разрушению в человеке уверенности в себе, стыду за себя, сужению социальной активности и интересов, потере контакта со своими потребностями, невозможности личностного роста и развития здоровых отношений с людьми. Несмотря на актуальность проблемы, связанной с количественным ростом зависимых людей во всем мире, единая теория возникновения аддикций на сегодняшний день отсутствует. Признается, что аддикция представляет собой результат сложного и плохо предсказуемого взаимодействия наследственных, биохимических, социальных и индивидуально-психологических факторов. Однако в последнее десятилетие появляется все больше работ, как в отечественной науке, так и за рубежом, где уделяется особое внимание глубинным причинам возникновения аддикций в детском и подростковом возрасте. Среди психологических факторов, создающих условия для развития аддиктивного поведения, большое значение придается неблагополучию в семье. Системная семейная психотерапия рассматривает аддикцию как семейное заболевание, «семейную проблему». Ребенок, растущий в дисфункциональной семье, испытывает воздействие всего комплекса негативных факторов, ведущих к развитию заболевания [1, 2]. В работе Битюцкой Е. В. показано, что конфликтность в семье является одним из признаков трудной жизненной ситуации, искажающей систему когнитивного оценивания у подростка. Эмоциональный дистрессвысокая тревожность и низкая самооценка становятся основной причиной употребления наркотиков в подростковой среде [3]. Другими авторами подчеркивается особая роль матери в формировании у ребенка риска возникновения аддикций: матери, которые не в состоянии адекватно откликаться на эмоциональные потребности ребенка, создают одну из ведущих причин будущей аддиктивности ребенка [4]. В исследовании американских психологов было показано, что жесткий родительский стиль является предиктором зависимого поведения в последующих поколениях. Было признано также, что возраст 10 лет является критичным в развитии зависимости для детей, переживающих глубокую обиду. Подчеркивается, что в этом возрасте обсессивно компульсивные состояния чреваты их трансляцией на дальнейшую жизнь и стратегией избегания посредством алкоголя и наркотиков. Проблема жестокости по отношению к ребенку - в семье, в среде сверстников, со стороны взрослых - сфокусировала все направления профилактики этого явления. Было установлено, что длительное пребывание в «пространстве жестокости» провоцирует феномен «парадоксального самоуничтожения» как один из способов избегания травмирующей среды, искажает поведенческие паттерны, межличностное взаимодействие, когнитивные способности и влияет на всю последующую жизнь, а детское переживание насилия определяет совокупность проблем со здоровьем в зрелом возрасте (поражение органов дыхания, язвенные болезни, психические нарушения) [5]. Оценке качества жизни детей разных возрастных групп посвящена работа Е. Бахадовой. Главным критерием оценки явилось субъективное представление ребенка о себе. Исследование опиралось на позицию Л. Выготского и Л. Божович о социальной ситуации развития, где подчеркивается важность не только самой внешней среды, в которой живет и социализируется ребенок, но и его переживания и отношение к ней [6]. Е.Б. Бахадовой была проанализирована связь различных особенностей семей ной среды и балльных суммарных оценок (физического, эмоционального, социального и умственного функционирования) качества жизни детей разных возрастных групп. Оказалось, что максимальное негативное воздействие испытывают на себе дети возраста двух-четырех лет, живущие в неблагополучных семьях. В этом возрасте проблемы качества жизни в наибольшей мере выражены (по мере убывания) у детей из семей наркоманов, правонарушителей, пьющих и характеризующихся конфликтностью. Такие дети, вырастая, испытывают социальную дезадаптацию. В группе 8-12 лет резко возрастает частота девиантного поведения по показателям успеваемости (33 %), аморальности (20 % по сравнению с 2,9 % в возрасте 5-7 лет), табакокурения (9,6 % и 2,9 % соответственно), побегов из дома (11,7 % и 2,9 % соответственно), бродяжничеству (8,5 % и 2,9 % соответственно). В возрастной группе 13-17 лет резко усиливаются вовлеченность в табакокурение (31 %), токсикоманию, пьянство, эмоциональное насилие над другими [6]. Особое место в понимании корней аддиктивного поведения современные исследователи, следуя психоаналитической традиции, отводят наличию у человека ранней психической травмы, следствием которой является склонность зависимого часто испытывать сильные негативные чувства: депрессия, тревога, пустота, вина, стыд, никчемность, страх, злость. Аддиктивное поведение имеет целью ослабить эти негативные чувства, которые переживаются аддиктами гораздо интенсивнее, чем здоровыми людьми в силу приостановки в развитии эмоциональной сферы. При этом своего рода «карта» чувств у каждого аддикта своя. Соответственно и формы аддиктивного поведения неосознанно подбираются зависимыми соответственно тому чувству, которое требуется нейтрализовать. В психоаналитической традиции в качестве главной причины всех аддиктивных расстройств рассматривается страдание, которое аддикты пытаются облегчить с помощью, например, наркотиков, что является отражением базовых трудностей в сфере саморегуляции, включающей четыре основных аспекта психологической жизни: чувства, самооценку, человеческие взаимоотношения и заботу о себе. Травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное поведение родителей разрушает эти аспекты психологической жизни [7].
Данное положение согласуется с идеей о важности чувства безопасности в развитии ребенка, являющейся одной из главных в теории.
А. Адлера и ряда психотерапевтических направлений, базирующихся на психоанализе и гуманистической психологии. Так, К. Хорни пишет, что в развитии ребенка «главным злом» является отсутствие подлинной теплоты и привязанности, возникающее по причине неспособности родителей давать любовь вследствие их собственных неврозов. Хайнц Кохут также считает, что в основе всех аддиктивных расстройств лежат нарушения эмоционального развития. В качестве основного фактора предрасположенности к зависимости рассматривается детская психическая травма [7, 8]. Базовое чувство благополучия, внутренней гармонии и целостности развивается у ребёнка на основе ощущения физической и эмоциональной безопасности и защищенности. Если установление базового доверия между матерью и ребенком завершилось успешно, то ребенок чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы исследовать внешний мир и в последующем, в возрасте двух-трех лет, завершить свое, так называемое, второе, или «психологическое» рождение. У ребенка развивается ощущение своего «Я», которое дает ему возможность учиться брать на себя ответственность за свои действия, делиться, взаимодействовать и сдерживать агрессию, адекватно относиться к авторитету других, выражать свои чувства и эффективно справляться со страхами и тревогой. Если эта стадия не завершена до конца, ребенок становится психологически зависимым от других [9]. Коррекцию негативных последствий детских травм, депривации и насилия можно рассматривать, с одной стороны, как первичную профилактику, которая обеспечивает человеку (прежде всего детям и молодежи) внутренние условия для оптимального развития личностного потенциала, с другой стороны, как вторичную профилактику, направленную на устранение выраженных факторов риска, которые, в свою очередь, при определенных условиях могут привести к возникновению, обострению и рецидиву аддиктивного поведения. Как показывает приведенный обзор проблемы, наличие глубоких внутриличностных причин развития аддиктивного поведения ставит перед профилактикой нелегкие задачи в определении стратегий и тактик профилактического вмешательства, с одной стороны, с другой - поднимает вопрос о необходимости высокой профессиональной компетентности тех специалистов, которые занимаются профилактической деятельностью. Решение этих вопросов должно базироваться на строго научных основаниях, которые призвана предоставить высшая школа.
|
|