|
4.1. Сущность и содержание гендерной психологии
Гендерная психология - новое научное направление в психологии и формирующаяся самостоятельная область психологического знания. Это раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. Дифференциальная психология - раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах. В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей. Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то поло-ролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. В психологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью, которые предположительно отличают мужчин и женщин. Существует различие между терминами гендер и пол. Пол - это демографическая категория, подчеркивающая биологические отличия. Гендер - это социальная и психологическая категория, отражающая природу женского и мужского. Определение пола включает в себя черты, обусловленные полом, а гендера - те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых еще не известны. Причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана биологическими и социальными факторами. До начала 1990-х годов гендерная проблематика в отечественной психологии не развивалась и опубликованных работ по данной тематике, на которых могли бы базироваться исследования, было крайне мало. Небольшое число работ в этот период по психологическим проблемам пола и неоднозначность этой тематики по различным отраслям психологической науки вызывало определенные трудности в структурировании анализируемого материала и выделении ключевых моментов при рассмотрении тенденций развития отечественной психологии пола. Рассматривая работы в области психологии пола как научные предпосылки развития гендерной психологии, можно выделить предпосылки развития гендерной психологии. Предпосылки развития гендерной психологии: - дискуссии о психологических проблемах межполовых отношений в первой половине XX столетия; - развитие психологии пола во второй половине XX столетия (60-80 годы); - психология пола в 90-е годы XX столетия. Гендерные различия и социализация Большинство людей считают, что гендерные различия в поведении и социальных ролях вызваны биологическими отличиями между полами. Для среднего человека гендерные различия представляются результатом работы природных сил, а не воспитания. Социальные психологи допускают существование ряда биологических отличий между мужчинами и женщинами, но уверены в том, что ими нельзя объяснять гендерные различия, и в том, что биологические отличия полов довольно слабо влияют на поведение. Многими гендерными отличиями мы обязаны скорее культуре и социализации, чем врожденным различиям между мужчинами и женщинами.
|
|