Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2. Типы разрешения конфликтов в организации

  Современная конфликтология выделяет два основных типа разрешения конфликта в организациях: авторитарный и партнерский.
  Авторитарный тип - разрешение конфликта через применение властных полномочий. Его основные черты заключаются в том, что:
  • руководитель видит и слышит только себя. Считает, что сотрудники обязаны подчиняться, сомнения в правильности его решений недопустимы;
  • руководитель считает, что должен «победить» любой ценой;
  • конфликты рассматриваются как человеческие слабости;
  • управление конфликтной ситуацией происходит в интересах организации, в сомнительных случаях должны «лететь головы».
  При данном типе разрешения конфликта используются следующие методы:
  1) убеждение и внушение. Руководитель пытается использовать свое руководящее положение, авторитет, права и через диктат своей воли воздействовать на сознание, деятельность конфликтующих сторон силой логики, фактов, примера;
  2) попытка согласовать непримиримые интересы - это один из приемов сближения конфликтующих сторон, он позволяет добиться взаимоприемлемого уравновешенного разговора, снятия напряженности во взаимоотношениях;
  3) метод «игры», когда одна из сторон стремится привлечь на свою сторону, например, руководство организации, а другая сторона - профсоюзы.
  Основное преимущество авторитарного типа разрешения конфликта в том, что, как считают руководители, при его использовании экономится время.
  Его главный недостаток состоит в том, что конфликт при этом не разрешен, он лишь внешне задавлен и возможен его возврат.
  Партнерский тип разрешения конфликта - разрешение конфликта через применение конструктивных способов. Его основные черты:
  • конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами. Чтобы аргументы руководителя организации были приняты или хотя бы выслушаны, руководителю необходимо вызвать к себе доверие, устранить негативные чувства, соблюдать этикет, корректность в обращении;
  • восприятие аргументов противной стороны;
  • готовность к компромиссу, взаимный поиск решений; выработка взаимоприемлемых альтернатив;
  • стремление совместить личностный и организационный факторы;
  • восприятие как нормальный фактор деятельности.
  Партнерский тип разрешения конфликта имеет свои преимущества. Он ближе к реальному решению проблемы, позволяет найти объединяющие факторы, т. е. удовлетворить (может быть, не всегда полно) интересы сторон.


 
© www.txtb.ru