|
2. Типы разрешения конфликтов в организации
Современная конфликтология выделяет два основных типа разрешения конфликта в организациях: авторитарный и партнерский. Авторитарный тип - разрешение конфликта через применение властных полномочий. Его основные черты заключаются в том, что: • руководитель видит и слышит только себя. Считает, что сотрудники обязаны подчиняться, сомнения в правильности его решений недопустимы; • руководитель считает, что должен «победить» любой ценой; • конфликты рассматриваются как человеческие слабости; • управление конфликтной ситуацией происходит в интересах организации, в сомнительных случаях должны «лететь головы». При данном типе разрешения конфликта используются следующие методы: 1) убеждение и внушение. Руководитель пытается использовать свое руководящее положение, авторитет, права и через диктат своей воли воздействовать на сознание, деятельность конфликтующих сторон силой логики, фактов, примера; 2) попытка согласовать непримиримые интересы - это один из приемов сближения конфликтующих сторон, он позволяет добиться взаимоприемлемого уравновешенного разговора, снятия напряженности во взаимоотношениях; 3) метод «игры», когда одна из сторон стремится привлечь на свою сторону, например, руководство организации, а другая сторона - профсоюзы. Основное преимущество авторитарного типа разрешения конфликта в том, что, как считают руководители, при его использовании экономится время. Его главный недостаток состоит в том, что конфликт при этом не разрешен, он лишь внешне задавлен и возможен его возврат. Партнерский тип разрешения конфликта - разрешение конфликта через применение конструктивных способов. Его основные черты: • конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами. Чтобы аргументы руководителя организации были приняты или хотя бы выслушаны, руководителю необходимо вызвать к себе доверие, устранить негативные чувства, соблюдать этикет, корректность в обращении; • восприятие аргументов противной стороны; • готовность к компромиссу, взаимный поиск решений; выработка взаимоприемлемых альтернатив; • стремление совместить личностный и организационный факторы; • восприятие как нормальный фактор деятельности. Партнерский тип разрешения конфликта имеет свои преимущества. Он ближе к реальному решению проблемы, позволяет найти объединяющие факторы, т. е. удовлетворить (может быть, не всегда полно) интересы сторон.
|
|