|
1. Виды организационных конфликтов
Организационные конфликты являются особым типом социальных конфликтов, которые вызываются специфическими свойствами организации, ее структурными особенностями и взаимодействием с другими организациями. Четкой границы между организационными конфликтами и социальными, как таковыми, не существует, так как почти всегда в организацию привносятся личностные конфликты, а организационный конфликт может перейти в межличностный. К организационным конфликтам относятся: - конфликт целеполагания, в котором противоречивость целей перерастает в конфликтные взаимоотношения специализированных групп работников; - внутриорганизационные конфликты, связанные с подменой главной цели и носящие дисфункциональный характер (например, целью деятельности членов в организации может стать не та, ради которой данная организация была создана, а выполнение правил и инструкций, поддержание дисциплины и порядка); - конфликт между целями узкой группы руководителей организации и основным персоналом (когда формальные лидеры организации цели своей неформальной группы противопоставляют целям всей организации); - конфликт между структурными подразделениями (например, из-за дефицита средств). Возможными субъектами конфликта в организации являются: - администрация организации; - средний управленческий персонал; - низший управленческий персонал; - основные специалисты (в штате); - вспомогательные специалисты (вне штата - по контракту); - технический персонал; - структурные подразделения; - неформальные группы сотрудников. Наиболее распространенными являются конфликты по вертикали. Они в среднем составляют 70-80 % от всех остальных. Причины конфликтов - самые разные. Так, это могут быть ролевые несоответствия в системе отношений «руководитель-подчиненный», когда, например, имеет место несовпадение распространенных в коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определенные служебные должности, с их реальными действиями. Эта причина обусловлена главным образом плохим описанием во многих организациях служебных функций персонала. В результате у людей складывается неправильное представление о том, кто за что отвечает и что делает.
|
|