|
2. Предпосылки формирования конфликтологических идей
Конфликтология - это молодая наука, в завершенном виде она появилась в середине ХХ в., но конфликты существовали всегда, и первые попытки осмысления конфликтов относятся к древности. Проблема противоречия и конфликта обсуждается в трудах мыслителей Древнего мира. Древние философы осуждали распри, хотя утверждали, что «в споре рождается истина». Они считали, что конфликт - не плохо и не хорошо, конфликты существуют независимо от того, как к ним относиться. Весь мир полон противоречий: жизнь природы, жизнь богов, жизнь людей. Термин «конфликт» древние греки не употребляли, но считали, что противоречия есть, но они - не вся жизнь. Лао Дзы считал: «В сражении побеждают те, кто не любит войну. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие. Мир ценнее, чем война». Существует два начала мира: Ян - светлое начало мира, Инь - темное начало мира. Эти начала постоянно борются и дополняют друг друга, их сосуществование образует гармонию. Гераклит считал, что источник конфликта - в сущности мира; «... конфликты - это универсальное свойство мира, но кроме противоре- чий в мире есть и согласие. Война - отец всех вещей, а мир - их мать. Все сущее сложено в гармонию через противообращенность». Некоторые из древних философов высказывали утопические надежды на возможность воздания общества, в котором будут устранены все противоречия и конфликты. Например, Эпикур считал, что «бедствия, связанные с бесконечными войнами, вынудят людей жить в состоянии постоянного мира». Подобные утопии обнаруживали притягательную силу и привлекали внимание вновь и вновь. Во времена средневековья, когда утвердилась христианская религия, которая проповедовала всеобщую любовь и человеколюбие, мира и согласия достигнуть не удалось. Эразм Роттердамский считал, что «наибольший абсурд заключается в том, что Христос присутствует в общих лагерях» (конфликт между христианами (гугенотами и протестантами) за Христа). Религиозная философия разработала специальное учение - «Оправдание бога», которое оправдывало то, что Бог допускает разнообразное зло (теодицея). Итак, основная задача средневековой конфликтологии - выяснение того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты - от жестоких войн до коварных убийств. Эта постановка вопроса содержит зерна отрицания Бога, атеизма. Имеются общие ответы на этот вопрос. Например, Тердулиан (III в.) считал, что «природа Бога, его замыслы не поддаются человеческому разуму; верую, потому что абсурдно». Бердяев связывал происхождение зла с той первичной материей, которая существовала до Бога и из которой Бог вынужден был создавать мир. Эта праматерия была недоброкачественной. При этом Бердяев противоречил христианской церкви, так как Бог не смог улучшить исходный материал, хотя и является всемогущим. Новейшая религиозная философия предлагает более тонкое истолкование конфликтов: зло создано самим Богом для совершенствования человека; в ходе борьбы со злом человек становится сильнее. Бог показал образец, как решать проблему со злом, взойдя на Голгофу. Хотя дохристианское объяснение причины различно с христианским, несмотря на различия, между ними много общего: и те, и другие признают одинаково, что борьба добра и зла, противоречия являются органическими, неустранимыми свойствами бытия, природы, общества, человека.
|
|