|
3. Личностные причины конфликтов
Личностно-ориентированный подход - причины конфликта видятся в особенностях личности вообще (выделяют так называемых «конфликтных людей», т. е. таких, которые независимо от внешних обстоятельств часто вступают в конфликты) либо локализуются в когнитивных процессах (принятии решений, переработке информации и т. п.). В результате у сторон возникают несовместимые оценки и суждения относительно наличной ситуации, что приводит к появлению противоречивых познавательных стратегий, используемых сторонами при решении возникших значимых проблем. Известный американский менеджер Ли Якокка не уставал повторять своим молодым коллегам, что «всегда следует представлять себе в уме интересы того человека, с которым имеешь дело». Однако этого недостаточно для поиска источников конфликта. Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: - целей, интересов, позиций; - мнений, взглядов, убеждений; - личностных качеств; - межличностных отношений; - знаний, умений, способностей; - функций управления; - средств, методов деятельности; - мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; - понимания: интерпретация информации; - оценок и самооценок. Проанализируем более подробно, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для «конфликтной личности». К ним относятся: — стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать свое последнее слово; — быть настолько «принципиальным», что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам; — излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях; — критика, особенно критика необоснованная, недостаточно аргументированная; — плохое настроение, особенно если оно периодически повторяется; — консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии; — стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь; — стремление к независимости, перерастающее в стремление делать «все, что хочу» и сталкивающееся с желаниями и мнениями других; — излишняя настойчивость, граничащая с навязчивостью; — несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека; — неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка; — неуместная инициатива. Источниками возникновения конфликтных ситуаций могут быть не только личностные качества. Поведение и деятельность специалиста могут иногда способствовать возникновению конфликтных ситуаций. Также причиной возникновения конфликтов могут стать половозрастные особенности сотрудников. По данным Н. В. Гришиной, для женщин характерны тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций). С увеличением возраста рабочих больший удельный вес начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе (нарушение трудовой дисциплины, несоответствие требованиям).
Вопросы для повторения к разделу 6
1. С чем связаны объективные факторы возникновения конфликтов? 2. Назовите социально-психологические причины конфликтов. 3. В чем заключаются причины конфликтов с точки зрения личностно ориентированного подхода?
|
|