|
5. Характеристика интерактивной стороны общения
Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны прежде всего с взаимодействием людей. Выделяются несколько видов социальных мотивов, т. е. мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми: 1. Мотив максимизации общего выигрыша (мотив кооперации). 2. Мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм). 3. Мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция). 4. Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм). 5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия). 6. Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство). Характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Можно предположить, что особенно важным является соотношение мотивов общения, имеющихся у участников взаимодействия: если они совпадают или естественно взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их контактов. Можно также выделить те мотивы, которые с большой вероятностью будут приводить к «проигрышным» с точки зрения успешности общения стратегиям взаимодействия. К ним относятся второй и пятый мотивы, приводящие к игнорированию интересов партнера по общению, что, в свою очередь, активизирует, вероятно, и защитные стратегии с его стороны.
Исходя из особенностей мотивации, можно выделить некоторые стратегии поведения. Представим взаимодействие как процесс, разворачивающийся в следующей системе координат: по оси У расположены стратегии взаимодействия, ориентированные на достижение его участниками собственных целей. По оси Х - стратегии, ориентированные на достижение целей партнера по общению.
В соответствии с исходной социальной мотивацией участников общения можно обозначить 5 основных стратегий их поведения в процессе взаимодействия: П - соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша и стратегии поведения, получившей название «противоборство». В данном случае индивид демонстрирует полную ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению. И - стратегия «избегания» соответствует мотиву минимизации выигрыша другого. Смысл стратегии избегания - в уходе от контакта, истинного взаимодействия, потеря собственных целей ради исключения выигрыша другого. У - символизирует стратегию «уступчивости», ориентированную на реализацию мотива альтруизма. В этом случае человек жертвует собственными целями ради достижения цели партнером. К - стратегия «компромисса», позволяющая реализовать мотив минимизации различия в выигрышах. Суть данной стратегии в неполном достижении целей партнерами ради условного равенства. С - стратегия «сотрудничества», направленная на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих социальных потребностей. Данная стратегия позволяет реализовать один из двух мотивов социального поведения человека - мотива кооперации или мотива конкуренции. Эта стратегия является наиболее продуктивной с точки зрения эффективности взаимодействия и как наиболее успешная с точки зрения самочувствия участников общения и их взаимоотношений. Вместе с тем она очень трудна в реализации, так как требует от партнеров по общению значительных психологических усилий по созданию позитивного климата, разрешению возникающих противоречий в духе взаимопонимания, уважения к интересам другого.
Вопросы для повторения к разделу 4
1. Дайте характеристику основным видам общения. 2. Какие виды межличностного общения выделяются в социальной психологии? 3. Охарактеризуйте коммуникативную сторону общения. 4. Что понимается под «психологическими трудностями общения»? 5. Каковы основные характеристики перцептивной стороны общения? 5. В чем сущность интерактивной стороны общения?
6. Каковы факторы, влияющие на поведение человека в трудных ситуациях?
7. Каковы основные характеристики конфликтоустойчивости как вида психологической устойчивости?
|
|