|
ВВЕДЕНИЕ
«Конфликтология» является одной из важных дисциплин в системе теоретической подготовки менеджеров. В процессе изучения данной дисциплины ключевыми вопросами являются: понятие конфликта и предметная область конфликтологии, генезис представлений о конфликте, представление о конфликте как явлении социальной жизни, методы конфликтологии, динамика различных видов конфликтов, теоретические направления исследования и практическая деятельность по урегулированию конфликтов, переговоры как средство урегулирования конфликтов, социально-психологические технологии разрешения конфликтов. Учебная дисциплина «Конфликтология» предусмотрена учебным планом для студентов очной формы обучения по специальности 08050765 «Менеджмент организации», ее рабочая программа составлена с учетом требований к содержанию и уровню подготовки специалиста, изложенных в государственном образовательном стандарте высшего образования. Программа дисциплины рассчитана на студентов, профессиональная деятельность которых будет связана с решением проблем эффективного функционирования организации, в том числе за счет грамотного подбора персонала и управления трудовым коллективом, что повышает конкурентоспособность организации.
Программа предусматривает проведение лекций, семинарский занятий, самостоятельную работу студентов, включая работу с конспектом лекций, рекомендованной литературой, периодическими изданиями, а также с интернет-ресурсами и другими самостоятельно подобранными источниками. Структура данного пособия соответствует структуре Учебнометодического комплекса (УМК) по дисциплине «Конфликтология», разработанного на кафедре «Общенаучные дисциплины» ИАТУ УлГТУ. Дисциплина относится к региональному компоненту учебного плана ГСЭ. Р.02.Государственный стандарт по дисциплине не предусмотрен. 1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе Цель: Изучение дисциплины «Конфликтология» имеет целью дать студентам основы теоретических и методологических знаний и навыков в сфере общенаучных основ конфликтологии. Задачи: • сформировать базовые компетенции по управлению конфликтами в трудовом коллективе, • сформировать знания основ по управлению конфликтами: - узнать основные этапы развития конфликтов, - овладеть важнейшими понятиями и терминами конфликтологии, - изучить специфику возникновения и развития конфликтов, - ознакомить с возможностями применения на практике теоретических знаний по урегулированию конфликтов. Приобретенные студентами знания и практические навыки должны обеспечить им умение самостоятельно на достаточно высоком научном уровне организовать и совершенствовать систему управления трудовым коллективом. Межпредметная связь. Изучение дисциплины «Конфликтология» базируется на таких курсах, как «Основы менеджмента» (Принципы, методы и функции менеджмента. Организационные структуры предприятия. Мотивация деятельности в менеджменте, стили руководства), «Психология и педагогика» (Психология личности. Межличностные отношения), «Культурология» (Культура и общество. Культура и личность), «Социология и политология» (Социальные группы и общество. Личность как социальный тип, гражданское общество). Представление об управлении конфликтами в организации получает развитие в предметах «Стратегический менеджмент» (Базовые и альтернативные стратегии. Процесс разработки стратегии организации. Конкурентоспособность организации и способы ее повышения), «Экономика и социология труда» (Рациональная организация труда. Мотивация и стимулирование труда. Структура трудового коллектива). 2. Требования к уровню освоения дисциплины Приобретенные студентами знания и практические навыки должны обеспечить им умение самостоятельно на достаточно высоком уровне сформировать и совершенствовать систему управления конфликтами в организации. В результате изучения курса студент должен: • знать: - принципы, методы и функции конфликтологии, - стратегии управления конфликтами, - стили руководства трудовым коллективом, - методы оценки социально-психологического климата коллектива, - нормативную базу урегулирования конфликтных ситуаций и конфликтов и т. д.; • уметь: - выбрать адекватную стратегию управления конфликтом, - разработать модель бесконфликтного управления организацией, - выбрать методы стимулирования труда, - выбрать адекватный стиль руководства трудовым коллективом, - оценить конфликтный потенциал работника, - определить причины возникновения конфликтов; • приобрести навыки: - бесконфликтного взаимодействия с работниками в организации, - самостоятельно оценивать конфликтный потенциал работника, - совершенствования социально-психологического климата коллектива, - регулирования конфликтами, - измерения социально-психологического климата коллектива. 3. Содержание теоретического курса дисциплины «Конфликтология» излагается в четырнадцати тематических разделах данного учебного пособия: 1. Введение в конфликтологию 2. Социология и философия конфликта 3. Задачи конфликтологии, основные цели 4. Психологические трудности общения 5. Типология конфликтов 6. Причины возникновения конфликтов 7. Структура конфликта 8. Динамика конфликтов 9. Внутриличностный конфликт 10. Причины конфликтов в организации 11. Межгрупповые конфликты 12. Прогнозирование конфликтов 13. Технология предупреждения конфликтов 14. Стратегия и способы разрешения конфликтов. Каждый раздел состоит из краткого теоретического содержания материала, контрольных вопросов по данному разделу, вариантов тестовых заданий. Основные используемые понятия содержатся в глоссарии. 4. Методические рекомендации студентам Успешное усвоение курса предполагает активное творческое участие студента на всех этапах его усвоения путем планомерной, повседневной работы. Общие рекомендации. Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы, методических указаний и разработок, указанных в программе. Особое внимание уделяется целям, задачам, структуре и содержанию курса. Данное пособие максимально адаптировано к материалам УМК по дисциплине «Конфликтология», содержит всю необходимую информацию по методическому обеспечению учебного процесса, включая методические рекомендации к изучаемым теоретическим разделам, контрольные вопросы по всему курсу, основную и вспомогательную учебную литературу. Работа с конспектом лекций. Просмотрите конспект сразу после занятий. Пометьте материал конспекта лекции, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю. Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.
|
|