|
ТЕМА 50. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1990-е гг.: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
Политические процессы в Российской Федерации В 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о независимости Российской Федерации. 17 марта 1991 г. был учрежден пост Президента Российской Федерации, и в том же году первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. 12 декабря 1993 г. была принята Конституция России, которая существует и ныне. В соответствии с Конституцией 1993 г. Российская Федерация есть демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть осуществляют президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство и суды России. Признаются политические многообразие и многопартийность. Россия - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Сложными остаются национальные отношения в России. Особенно ярко это проявилось в событиях в Чеченской республике. Немало проблем встало перед Российской Федерацией и во внешней политике. Международное положение России является достаточно сложным в связи с тем, что после распада СССР нарушилось равновесие сил на глобальном уровне и начал утверждаться «новый мировой порядок» под руководством преимущественно одной сверхдержавы - Соединенных Штатов Америки. В этих условиях Россия вынуждена активно укреплять свое положение на международной арене. После распада СССР на его территории возникли 15 независимых государств. В связи с отсутствием законодательного оформления границ практически между всеми новыми государствами сразу же возникли территориальные споры. Постепенно интеграционные процессы внутри СНГ начали набирать свои обороты. В конце марта 1996 г. в Москве между президентами России, Казахстана, Белоруссии и Киргизии были подписаны документы, нацеленные на дальнейшее укрепление интеграции в экономической и гуманитарной областях. В принципе этот договор породил создание единого экономического пространства, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, взаимодействие различных форм собственности. По этому договору предусматривалось, что к компетенции совместно созданных этими странами органов относится, в частности, определение общей политики и непосредственное управление во многих областях сотрудничества. Следующим более серьезным шагом на пути интеграции СНГ явилось подписание в Москве президентами России и Белоруссии 2 апреля 1996 г. договора об углублении интеграции между Белоруссией и Россией. В 1999 г. завершился определенный этап российской истории, связанный с президентством Б.Н. Ельцина, деятельность которого на посту руководителя государства оценивается в российском обществе неоднозначно, вплоть до категорического непризнания чего-либо позитивного в его деятельности. После ухода Ельцина новым Президентом России становится В.В. Путин, которому пришлось действовать в исключительно сложных внутриполитических и международных условиях. Социально-экономическое развитие РФ Руководство России во главе с Б.Н. Ельциным предприняло серию экономических реформ, направленных на завершение создания в России индустриальной цивилизации и ее основы - рыночных отношений. Первым шагом реформ стал отпуск цен 2 января 1992 года. В результате были обесценены деньги на счетах предприятий и вклады примерно 75 миллионов граждан России в Сбербанке. Однако эти меры позволили окончательно легализовать рыночные отношения, насытить потребительский рынок, предпринять попытку структурной перестройки промышленности. Платой за такое начало реформы стала инфляция, темпы которой достигали в отдельные моменты 15-20 процентов в месяц. В итоге ни Е.Т. Гайдару (председатель правительства РФ в июне - декабре 1992 г.), ни В.С. Черномырдину (председатель правительства РФ с декабря 1992 г. по март 1998 г.) не удалось стабилизировать рубль по отношению к доллару США, в котором стали вестись основные расчеты. В стране наблюдался спад производства, составивший в натуральном выражении почти 50%, что превысило уровень падения экономики в начальный период Великой Отечественной войны. Отрицательно сказался обвальный разрыв связей с бывшими республиками СССР, ставшими независимыми государствами. Был потерян единый технологический цикл промышленности. В 1994 г. была завершена начатая в 1993 г. ваучерная приватизация, руководителем которой стал А.Б. Чубайс. Приватизация в настоящее время признается неудавшейся большинством исследователей. Никаких доходов от нее государство не получило. Богатства страны плавно перетекли в руки узкого круга лиц. Под непосредственным влиянием приватизации ухудшились такие области социального состояния, как сфера быта и услуг, медицинское обслуживание, транспортное обеспечение и др. Чековая приватизация превратила в неимущих большинство населения и, вместе с тем, освободила государство от ответственности за созданную при его попустительстве сеть различных «пирамидальных» компаний, то есть таких, в которых дивиденды акционерам выплачиваются за счет следующих вкладчиков. Тяжелым для экономики был 1998 год. Премьер-министр С. Кириенко попытался сбалансировать бюджет государства, положил конец финансовым госпирамидам. Однако в августе 1998 г. Россию потряс сильнейший финансовый кризис, вызванный мировым финансовым кризисом и резким падением мировых цен на нефть. В результате резко поднялся курс доллара США, а потребительские цены в стране выросли за тот год на 80%. Материальное положение подавляющего большинства граждан России значительное ухудшилось. В последующие годы положение несколько улучшилось и стабилизировалось, начал уменьшаться внешний долг РФ, составлявший на 1 января 2001 г. 144,4 млрд долларов, несколько повысился уровень жизни населения, однако процесс оздоровления экономики идет медленно и мучительно.
|
|