Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



ТЕМА 31. СТОЛЫПИНСКАЯ ПОЛИТИКА РЕФОРМ

  Политику правительства после поражения революции 1905­1907 гг. определял, прежде всего, П.А. Столыпин - председатель Совета Министров с 1906 по 1911 гг. Его программа преобразований, опубликованная 24 августа 1906 г., включала систему чрезвычайных мер, направленных на стабилизацию положения в стране, и аграрные преобразования.
  П.А. Столыпин объявил в некоторых районах страны военное положение, ввел военно-полевые суды, приговоры которых приводились в исполнение в течение 24 часов. За 1906 - 1907 гг. к разным видам наказаний были приговорены 18 тыс. человек, в административном порядке, без суда высланы не менее 75 тыс. человек. Именно в эти годы П.А. Столыпину была дана кличка «вешатель». В год при нем казнили в среднем 995 человек. До этого с 1826 по 1906 г. в России было казнено всего 984 человека (в среднем 11 в год). И потому в сознании людей политика П.А. Столыпина воспринималась как политика репрессий. В Государственной думе депутат Ф.И. Родичев назвал виселицу «столыпинским галстуком». Л.Н. Толстой выступил против казней со статьей «Не могу молчать», поводом к которой послужила казнь в Херсоне 12 крестьян.
  Столыпинская аграрная реформа Цель реформы - экономически укрепить крестьянское хозяйство, создать слой зажиточных мужиков и таким образом укрепить политический строй России.
  Основные мероприятия аграрной реформы
  • Разрушение общины и развитие частной собственности на землю (указ от 9 ноября 1906 г., закон от 14 июня 1910 г.). С 1906 г. провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. С 1 января 1907 г. были отменены выкупные платежи.
  • Соединение всех разбросанных в разных местах общинной земли крестьянских полос в один участок - отруб. Усадьба крестьянина при этом оставалась в деревне.
  • Переселение крестьян на хутора. Хутор - участок земли индивидуального владения, выделенный крестьянину в одном месте взамен отводившихся ему ранее общинных и усадебных земель, расположенных в различных местах. Крестьянин возводил на этом участке усадебные постройки и переселялся на хутор из деревни.
  • Расширение деятельности Крестьянского банка, созданного еще в 1882 г. для посреднических операций при продаже помещичьей земли крестьянам. До 1907 г. основную часть земель (97 %) банк продавал общинам и товариществам. Во время же реформы банк преимущественно продавал земли отдельным домохозяевам. Банком проводилась покупка земель и последующая их распродажа крестьянам на льготных условиях. Всего за годы реформ крестьяне с помощью банка приобрели 10 млн десятин земли.
  • Организация массового переселения крестьян за Урал.
  Переселенцы освобождались на несколько лет от налогов, получали в собственность землю (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи) и денежное пособие - 200 руб. на семью.
  • Развитие кооперативного движения. Много внимания уделялось кредитной кооперации, потому что ссуды Крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьян. Правительство стимулировало кооперативное движение за счет создания квалифицированных кадров инспекторов мелкого кредита. Сельские кредитные товарищества, накопив собственный капитал, развивались самостоятельно. Создавались молочные и маслодельные артели, потребительские лавки. Кооперативное движение укрепило основу мелкотоварного крестьянского хозяйства.
  • Агрокультурные мероприятия. Крестьянам оказывалась экономическая помощь, в том числе и по линии предоставления льготных кредитов на аграрные мероприятия. Организовывались учебные курсы, в деревни направлялись агрономы.
  Оценивая итоги аграрной реформы, необходимо учитывать как ее положительные, так и отрицательные аспекты.
  • Из общины выделилось около 1/4 хозяйств, в основном многоземельных, однако от 70 % до 90 % вышедших из общины крестьян так или иначе сохранили с ней связи; основную массу крестьянских хозяйств составляли по-прежнему общинники.
  • Увеличился вывоз сельскохозяйственной продукции из страны, урожайность хлебов увеличилась с 39 пудов с десятины в 1900 г. до 43 пудов в 1910 г.
  • Усилилось кооперативное движение.
  • Из Европейской России переселились около 3 млн семей; однако 0, 5 млн переселенцев вернулось обратно в центр России;
  • Стоимость сельскохозяйственных орудий увеличилась с 59 до 83 руб. на один двор, потребление суперфосфатных удобрений возросло с 8 до 20 млн пудов. Однако основным сельскохозяйственным орудием по-прежнему оставалась соха, 52% хозяйств не имели плугов; минеральные удобрения применялись только на 2% посевных площадей.
  • За 1890 - 1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 руб. в год.
  • В 1911 - 1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 млн человек.
  • Реформа резко изменила структуру общества. Процесс дифференциации в деревне привел к наплыву в город чернорабочих, что способствовало снижению заработной платы у всех рабочих, а значит, к ухудшению их положения и росту революционности. Кроме того, «новые хозяева» становились конкурентами и кулаку, и помещику и вызывали враждебное отношение у разоряющихся крестьян.
  Реформа пыталась соединить несоединимое: создать фермерские хозяйства, но наряду с этим обеспечить за счет казны устройство малоземельных крестьян путем обширной программы переселений. Масштабность такой задачи требовала времени, средств и консолидации всех политических сил, чего как раз и не было в России. Еще одно слабое место реформы заключалось в том, что П.А. Столыпин стремился оставить помещичьи земли неприкосновенными.
  Таким образом, реформа не смогла снять остроту земельного вопроса и создать слой зажиточных крестьян. Стремление П.А. Столыпина приспособить феодальную форму правления к развивающимся буржуазным отношениям подвергалось все большим нападкам слева и справа. К осени 1911 г. отставка П.А. Столыпина была предрешена, но 1 сентября 1911 г. он был убит в Киеве Д. Богровым, анархистом и агентом охранки.


 
© www.txtb.ru