|
ТЕМА 3. РУСЬ В IX - НАЧАЛЕ XII вв
Проблема образования государства у восточных славян является дискуссионной. При ее освещении следует учитывать, что возникновение государства - закономерный этап в развитии любого общества. На него влияют социально-психологические, политические, экономические факторы, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом. Возникновение государства всегда является результатом внутреннего развития. Оно не может быть навязано обществу внешней силой. Это следует учитывать при анализе теорий образования государства у славян. Еще в XVIII в. складываются две основные концепции, объясняющие процесс формирования государственности у восточных славян. 1. Норманнская (Байер, Миллер). Суть ее сводится к тому, что славяне в IX - Х вв. «жили звериньским образом» (выражение из «Повести временных лет»), и поэтому основателями славянского государства могли быть только дружины варягов. 2. Антинорманнская. Ее сторонники доказывают абсолютную самобытность славянской государственности. Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы «норманнистов» и «антинорманнистов», отмечая, что возникшие у славян в VIII - К вв. предпосылки образования государства были реализованы с участием норманнского князя Рюрика и его дружины. В VII - К вв. происходит объединение славянских племен в союзы и сверхсоюзы - протогосударственные объединения: • в Среднем Поднепровье во главе с полянами и центром в Киеве; • на северо-западе Восточной Европы с центром в Новгороде. В 882 г. новгородский князь Олег (родственник Рюрика) завоевал Киев, который стал центром Древнерусского государства Киевской Руси. Внутренняя политика киевских князей - Олега (879-912), Игоря (912-945), Ольги (945-957), Святослава (957-972), Владимира (980-1015), Ярослава Мудрого (1019-1054), Владимира Мономаха (1113-1125) - имела две составляющие: 1) расширение территории за счет присоединения славянских племен; 2) сбор дани с этих территорий. Система управления в Киевской Руси Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Традиционно на Руси существовал «очередной порядок» правления: русская земля считалась общим достоянием княжеского рода. Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения - тем лучшую, чем старше считался тот или иной князь. Такой порядок престолонаследия вызывал постоянные распри между братьями князей и их детьми и междоусобицы. Князя окружала дружина, делившаяся на «младшую» и «старшую». Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем. Участвовали в походах, делили дань и военную добычу. Князь советовался с дружиной по всем вопросам. Дружинники могли спорить с князем, требовать от него большей щедрости. Наиболее уважаемые, старшие дружинники составляли совет - «думу» князя. Они стали именоваться боярами. Бояре занимали высшие должности, к которым относились следующие: • воевода - предводитель военного отряда, • тысяцкий - княжеский воевода, предводитель городского ополчения - «тысячи», в мирное время ведал делами городского управления, • посадник - наместник в городе. Низшие государственные должности занимали «молодшие» дружинники: подъездной - судебный чиновник, мечник - судебный исполнитель, данник - сборщик поземельных податей, вирник - сборщик штрафов (вира - штраф), мытник - сборщик торговых пошлин (мыт - пошлина с торговли). Княжеская власть была ограничена элементами народного самоуправления. Народное собрание - вече - действовало активно в IX - XI вв. и позднее. Народные старейшины - «старцы градские» - участвовали в княжеской думе, и без их согласия трудно было принять какое-либо решение. Внешняя политика первых киевских князей была тесно увязана с торговлей. Это определяло и основные направления внешнеполитической деятельности Руси: • взаимоотношения с Византией и Хазарским каганатом; • защита границ и торговых путей от кочевников. Время правления Ярослава Мудрого (1019-1054) - расцвет Киевской Руси. Ему была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского морей. Во время правления Ярослава начинается составление «Русской правды» - свода законов Древнерусского государства. В XI в. складывается так называемая краткая редакция «Русской Правды». Она состояла из двух частей: 1) «Древнейшая Правда» («Правда Ярослава») - в ней использовались уже существовавшие правовые нормы. 2) «Правда Ярославичей» - появилась в 70-х гг. XI в. В ней отражается факт складывания княжеского домениального землевладения (домен - лат. «владение») - большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины. Владимир Мономах переработал и дополнил Краткую редакцию «Русской правды». В результате сложилась Пространная редакция «Русской правды». После смерти Ярослава Мудрого усилилась тенденция к раздроблению русских земель. В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха князья собрались на съезд в Любече, на котором было принято решение: «Кождо да держит отчину свою». Таким образом, Русь распалась на «отчины» - наследственные владения различных ветвей княжеского рода. Киев по-прежнему считался главным среди русских городов, и правил там старший, великий князь. От окончательного распада Киевскую Русь сдерживал внешний фактор - появление к середине XI в. в южнорусских степях новых кочевников - половцев. Но и после Любечского съезда прекратить усобицы не удалось.
|
|