|
ТЕМА 25. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II (1855-1881)
60-70 гг. XIX в. - время широкомасштабных преобразований в России, которые затронули все важнейшие стороны жизни как общества, так и государства. Толчком к преобразованиям послужила проигранная Крымская война. Военное и экономическое могущество России при ее столкновении с передовыми европейскими державами оказалось мнимым. Крымская война привела Россию к международной изоляции. Неудачи в войне и смерть Николая I (1855) в определенном смысле раскрепостили не только либеральнонастроенную часть общества, но и ряд правительственных чиновников. Появляются различные записки и проекты, в которых обосновывалась необходимость преобразований, например, «Записка об освобождении крестьян» К. Д. Кавелина (1855). Важнейшим звеном в цепи реформ стала отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около 1/4 суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет. До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину. Величина земельных наделов устанавливалась в зависимости от плодородия земли той или иной местности. Если дореформенный земельный надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (т.н. «отрезки»). Они составили 1/5 прежних наделов. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым крестьянином в отдельности, а с общиной. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия. По мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены. Однако, несмотря на это, реформа создала возможность для широкого развития рыночных отношений в деревне. С 1861 г. Россия вступила на путь капиталистического развития. Земская реформа В 1864 г. было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Гласные (депутаты) земских собраний в губерниях и уездах избирались сроком на три года тремя категориями (куриями) жителей - землевладельцами, городскими собственниками и сельскими обществами крестьян. Избирательная система была цензовой. В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределения государственных податей, назначения местных налогов, здравоохранения, народного образования, устройства благотворительных учреждений. Земства могли обращаться к правительству с ходатайством, но они были лишены законодательной инициативы. Реформа городского самоуправления В 1870 г. было принято новое Городовое положение, в соответствии с которым создавались всесословные органы общественного самоуправления - городские Думы. Гласные городской Думы (депутаты) избирали городскую управу и городского голову. В компетенцию городского самоуправления входили в основном хозяйственные вопросы: развитие торговли и промышленности, установление налогов, благоустройства городов, развитие здравоохранения и народного образования. Судебная реформа По новым судебным Уставам, утвержденным императором 20 ноября 1864 г., судебный процесс организовывался как состязание адвоката (сторона защиты) и прокурора (сторона обвинения). Заседания проходили гласно. При рассмотрении уголовных дел присутствовали присяжные заседатели, представлявшие общество (избирались из местных обывателей всех сословий). Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации. Предварительное следствие по делу осуществлялось теперь не полицией, а специальными судебными следователями. Они, так же как и судьи, назначались правительством и были несменяемы. Суд являлся общим для всех сословий. Создавался также институт нотариусов. Судебная реформа являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной. Военные реформы В 1862 - 1864 гг. сформированы военные округа и усилена централизация в управлении сухопутными войсками. В 1865 г. центральным звеном управления армией стал Главный штаб. В 1868 г. реформировано военное министерство. В 1871 г. проведена реорганизация армии с выделением полевых (действующих) войск и местных (вспомогательных, резервных). Центральным звеном военной реформы явилось введение с января 1874 г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет - на флоте. Для имевших образование срок службы сокращался. Существовала достаточно гибкая система льгот, отсрочек, а также освобождения от воинской службы. Реформы в области образования В июне 1863 г. Александр II подписал новый университетский устав. Восстанавливался порядок избрания ректора, деканов факультетов, профессоров. Образовывался совет университета - высший орган управления. Администрация в лице министра просвещения и попечителя учебного округа не могла вмешиваться в учебную деятельность университетов. Университетам разрешалась свободная издательская деятельность. В университет принимались юноши, достигшие 17 лет и успешно сдавшие вступительные экзамены. Сословная принадлежность теряла значение. Создавалось два типа гимназий - классическая, с более углубленным изучением древних языков и гуманитарных предметов, и реальная, с естественно-научным профилем. Значение реформ 60 - 70-х гг. XIX в. 1. Реформы отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. 2. Реформы, в большинстве своем, носили характер компромисса. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев и полное неприятие как со стороны радикалов, учинивших кровавый террор в обществе (сам Александр II убит 1 марта 1881 г. народовольцами), так и со стороны консерваторов, недовольных самим фактом каких-либо преобразований.
|
|