Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.3. Восприятие

  В отличие от ощущений, итогом которых являются возникающие элементарные, простые чувства (например, холод, тепло, жажда, голод, тон, сила и высота звука, тяжесть и т.п.), в результате восприятий складываются образы предметов и явлений, ситуаций действительности, возникающие на основе, как правило, комплекса взаимосвязанных ощущений. Одна из задач восприятий состоит в том, чтобы формировать у человека правильные образы объективной реальности, находящейся как вне его, так и в нем самом (телесные восприятия).
  Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
  Различают следующие виды восприятия: по ведущему анализатору (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое), форме психической активности (преднамеренное, непреднамеренное), степени организации (организованное и неорганизованное), форме существования материи (восприятие времени, движения и пространства) и в зависимости от особенностей воспринимаемого объекта (восприятие человека человеком) (рис. 14).

Рис. 14. Классификация видов восприятия

Рис. 14. Классификация видов восприятия

  Непреднамеренное (непроизвольное) — восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека; вызывается как особенностями предметов окружения (их яркостью, рядополож- ностью, необычностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности и волевой активности.
  Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в основе лежит сознательно поставленная цель. Человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.
  Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
  Организованное восприятие — организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира; отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.
  Восприятие времени — отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.
  В восприятии времени участвуют различные анализаторы, наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состояние субъекта.
  Все воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют для нас и течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его. Существует тенденция переоценивать отрезки времени менее одной секунды и недооценивать интервалы более одной секунды. Любопытно, что более коротким по времени кажется произнесение осмысленного предложения, чем набора бессмысленных слогов, произносимых столько же времени. Основной закон восприятия времени, сформулированный Вундтом: «Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Никогда минута не покажется нам столь длинной, как тогда, когда мы следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений.
  Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности или фрустрации время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший. Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, а более длительные промежутки - как уменьшенные.
  Восприятие пространства — чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. В восприятии пространства участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Наибольшую информацию о пространстве человеку дает зрение.
  Пространственное зрение начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К двум воспринимаемым измерениям — в высоту и в ширину — добавляется третье — вдаль. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаза. К данному виду восприятия относят восприятие величины, объемности, формы, удаленности, расстояния между предметами, рельефа предмета, местности и др.
  Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых и перемещается предмет. К данному виду восприятия относят восприятие скорости и направленности.
  Восприятие человека человеком - процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая мышлением. В этом смысле процесс восприятия человека человеком подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразия объекта восприятия, которое определяется его особой социальной значимостью в ряду других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на первое место в процессе узнавания среди других объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности, которые являются наиболее информативными в отношении психических свойств человека, - экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица как комплексного раздражителя являются волосы (прическа) и глаза. При опознании людей в качестве отличительного признака может выступить любой из компонентов внешности, который наиболее ярко выделяет конкретного человека из ряда других, т.е. подчеркивает его индивидуальность.
  В зависимости от количества анализаторов, участвующих в отражении мира, восприятия подразделяют на простые и сложные. К простым восприятиям относят те, которые возникают на основе работы преимущественно одного анализатора (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные восприятия). Например, по звуку работающего двигателя специалист может определить не только тип автомобиля, но и состояние самого двигателя. Сложные восприятия возникают на основе работы нескольких анализаторов (восприятие пространства, времени и движения), например, восприятие обстановки на рабочем месте, в квартире, в общественном транспорте и т.д. Очевидно, что сложные восприятия более полно отражают действительность по сравнению с простыми и, конечно же, по сравнению с ощущениями.
  Кроме того, у каждого человека существуют свои особенности в восприятии другого человека. В одном из направлений современной психологии - нейролингвистическом программировании - эти различия положены в основу классификации людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Так, визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, не терпят хождений перед ними во время общения, склонны к обвинительным утверждениям. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, кинестетики - через состояния своего тела.
  Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов. Восприятие вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.
  Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы (высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель) соответствующих мозговых центров анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам.
  По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Восприятие связано не только с ощущением, но и с процессами мышления: анализом, синтезом, сравнением. Восприятие выступает связующим звеном между простейшим психическим познавательным процессом — ощущением и мышлением — высшим познавательным процессом. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.
  Восприятия всегда выступают как субъективные образы объективно существующей действительности, в которых она более или менее точно и полно, правильно отражается и понимается человеком. Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства, учет которых может повысить качество профессиональной деятельности специалиста.
  В психологии выделяют следующие свойства восприятий: избирательность, осмысленность, константность, предметность, целостность, структурность.
  Избирательность восприятия — способность человека воспринимать из множества окружающих нас предметов, объектов лишь несколько или один, при этом все остальные составляют фон восприятия. Избирательность восприятия осуществляется посредством механизмов внимания. Выделение объектов может проходить либо непроизвольно, без волевых усилий, либо произвольно, на основе воли. Выделение тех или иных объектов зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей, интересов, установок, от состояния его психики, физического здоровья. На особенности восприятия человеком объективной реальности оказывают влияние поставленные перед ним задачи, его цели, мотивы поведения и деятельности. Избирательность в восприятии предметов и явлений действительности, других людей может иметь полоролевые, возрастные, этнические, профессиональные, религиозные и другие особенности.
  Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный смысл (Что это: кирпич, хлеб, металлическая заготовка?) и личностный смысл, значимость (полезные-вредные, нужные-ненужные, кра- сивые-уродливые и т.д.). Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.
  Восприятия отличаются константностью — независимостью отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета, содержания и др.) от воспринимаемых условий. Константность восприятия — постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что данный предмет воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы, цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте движении, изменении освещения люди сталкивались бы с «новыми», предметами переставали бы узнавать то, что было известно раньше.
  Предметность восприятия — способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.
  С предметностью восприятия связана его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека, при восприятии в сознании человека отражаемый объект предстает в совокупности многих качеств и свойств как целостный объект, находящийся во взаимосвязях с другими объектами. Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качественных характеристик.
  Следующая особенность восприятия состоит в его структурности. Мы узнаем предметы и явления благодаря устойчивой структуре, системе их признаков. Все это непростая сумма, комплекс отдельных ощущений. В восприятии осуществляется выявление связей и отношений частей, сторон предметов и явлений (например, стул, стол, автомобиль воспринимаются нами как соответствующие предметы вне зависимости от их частных, конкретных признаков).
  Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от содержания психики человека, его опыта. Эта зависимость называется апперцепцией (зависимость восприятия от прежнего опыта человека) и может быть как устойчивой, так и неустойчивой, временной. Устойчивость апперцепции обусловлена жизненным опытом человека, его установками, стилем поведения, деятельности, мышления, уровнем и характером самоценности, системой смыслов и ценностей. Временная апперцепция возникает под влиянием психического состояния и характера деятельности человека, проявляющихся чувств, настроений.
  Особенно отрицательно влияют на восприятия страх, состояния психической напряженности, тревожности, неуверенности, беспокойства, чрезмерной усталости, аффективные, фруст- рационные и эйфорические состояния человека. Отметим, что восприятие является активным психическим познавательным процессом, которым можно управлять.
  В процессе восприятия могут возникнуть ошибки. Неправильное, искаженное, поверхностное восприятие называют иллюзией. Иллюзии восприятия (лат. illudere — обманывать) — искаженные восприятия реальных предметов. Причины иллюзий самые разные. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии (обманы зрения), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Можно выделить следующие их виды.
  1. Иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне (рис. 15 а).
  2. Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве. Высота фигуры (рис. 15 б) кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. При равенстве перпендикуляра и его горизонтального основания первый воспринимается большим по длине. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного, причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем заполненное продольными линиями.
  3. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 15 в). Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза).
  4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюл- лера-Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине (рис. 15 г).
  5. Кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечений с другими линиями. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других линий (иллюзия Цельнера; рис. 15 д). Известна иллюзия неколлинеарности, или излома прямой (рис. 15 е): отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, воспринимаются не принадлежащими оной прямой, а отдельными отрезками, расположенными на разных уровнях (иллюзия Погген- дорфа).
  6. Известен ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка величин острых углов. На рисунке 15 ж приведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся таковыми. По этой же причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата (рис. 15 з).
  Причины, вызывающие иллюзии, многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие — влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения (например, одним глазомили при неподвижных осях глаз). Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных иллюзий имеет системное действие сложившихся в прошлом опыте временных связей, чем, например, и объясняется иллюзия уподобления части целому: обычно, если целое больше, то больше и его части (по сравнению с аналогичными частями другого, меньшего целого), и, наоборот, если какая-либо из этих частей меньше, то и целое меньше. Иллюзии контраста могут быть объяснены индукционными отношениями возбуждения и торможения в коре головного мозга. Зрительные иллюзии широко используются в живописи и архитектуре.

Рис. 15. Примеры иллюзий восприятия

Рис. 15. Примеры иллюзий восприятия

  Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье: если поднимать два одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый (и наоборот). В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, объем, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия.
  В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснемся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не один шарик, а два.
  Иллюзии также могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, например, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Узнадзе. После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т.п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т.д. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.п.


 
© www.txtb.ru