|
3.8. Уровни функционирования и свойства нервной системы человека
Нервная система человека в целом и ее отдельные части, отделы могут иметь три уровня функциональной активности: относительного физиологического покоя, возбуждения, торможения. Состояние относительного функционального покоя характеризуется отсутствием выраженных проявлений какой-то активности (движения, выделения того или иного вещества специальным органом и т.п.). Однако при этом протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятельности и готовности реагировать в нужный момент. Возбуждение — это процесс повышенной активности в результате воздействия на то или иное нервное образование каких- то факторов (раздражителей). По источнику они могут быть внешними и внутренними, по природе — химическими, механическими, электрическими, температурными и т.д. Возбуждение ведет к образованию связей в нервной системе. Торможение — процесс ослабления или прекращения функциональных отправлений нервной ткани, ведущий к нарушению, угасанию связей в нервной системе. Особой формой торможения является запредельное торможение, вызываемое чрезмерной силой раздражителя. При этом возбуждение в определенных центрах максимально усиливается, переходит в свою противоположность — торможение, что является своеобразным защитным механизмом нервной системы, охраняющим ее от разрушения в гиперэкстремальных обстоятельствах. Для человека сила раздражителя определяется не только его физическими особенностями (яркостью, громкостью и т.д.), но и степенью значимости для данного человека. Любая реакция организма возможна лишь тогда, когда в нервной системе возникает возбуждение, распространяющееся от рецепторов через центральную нервную систему к исполнительным органам (эффекторам). Возникающие в коре головного мозга очаги возбуждения и торможения находятся в движении. Динамика движения и взаимодействия этих процессов является основным механизмом высшей нервной деятельности и подчинена определенным законам. Основным механизмом высшей нервной деятельности, обеспечивающим правильную реакцию и установление равновесия между организмом и средой, является рефлекс как ответная деятельность организма или органа на воздействие внешней или внутренней среды при участии центральной нервной системы. Рефлексы делятся на безусловные (природообусловленные, постоянно действующие), обеспечивающие ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение сосудов и т.д., и условные, сформированные как ответ на те или иные особенности жизнедеятельности человека, обеспечивающие его приспособление к изменяющейся среде. Условные рефлексы выступают физиологической основой знаний человека. Условия жизнедеятельности человека обычно более или менее стабильны, и потому система раздражителей также более или менее устойчива. Соответственно этой системе у человека формируются условные рефлексы, связанные в одно целое — динамический стереотип. Это довольно прочное образование, мало поддающееся изменениям и выступающее физиологической основой навыков, привычек, черт характера.
У животных сигналами приспособительных условнорефлекторных реакций являются непосредственные раздражители — зрительные, слуховые, тактильные и т.д. Совокупность непосредственных условных раздражителей, вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно-рефлекторных процессов, И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. В процессе длительного развития у человека сложилась вторая сигнальная система, сигналом, или раздражителем, которой является понятие, существующее в виде слова. Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных нервных связей, И.П. Павлов отнес к специально человеческой второй сигнальной системе. Эти два термина были введены для обозначения двух качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности. Поскольку слово является орудием отвлечения и обобщения, вторая сигнальная система обеспечивает более высокий уровень отражения, чем первая. И.П. Павлов считал, что «...слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных». Несмотря на принципиальное различие первосигнальных и второсигнальных процессов, у человека (в норме) всегда имеет место взаимодействие первой и второй сигнальной систем. Вторая сигнальная система связана с первой и работает на ее основе. Их различие не анатомическое, а функциональное. На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются выделенные И.П. Павловым специфически человеческие типы высшей нервной деятельности — художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль первой и второй сигнальных систем). Имеются индивидуальные особенности людей, обусловленные своеобразием нервной системы человека, ее свойствами. Понятие свойств нервной системы было введено в науку И.П. Павловым, который выделял следующие свойства: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Последующие исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и другие дополнили и развили учение о свойствах нервной системы человека. Основные процессы нервной системы (возбуждение и торможение) могут быть сильными или слабыми, подвижными или малоподвижными, уравновешенными или неуравновешенными. Сила нервной системы характеризуется высоким пределом работоспособности нервных клеток, их устойчивостью к раздражителям большой силы, интенсивности, сопротивляемостью к действию посторонних раздражителей. Слабость нервной системы — это малая выраженность ее силы, невысокая работоспособность, повышенная утомляемость, но при этом и более высокая чувствительность. Потому слабость имеет и свои недостатки, и свои достоинства. Показатели силы и слабости индивидуальны. Подвижность и малоподвижность процессов возбуждения и торможения проявляются в быстроте возникновения и прекращения этих процессов, в степени легкости перехода от одного процесса к другому, в быстроте перехода человека от состояния покоя к активности, в умении владеть собой, собраться с мыслями и начать действовать. Уравновешенность или неуравновешенность характеризуют соотношение силы возбуждения и торможения нервной системы. Если неуравновешенность имеет в основе преобладание возбуждения, то в поведении человека будут проявляться активные реакции: несдержанность, опрометчивость, резкость, навязчивость и т. п. При преобладании процесса торможения над возбуждением в поведении человека заметны пассивные реакции: уныние, низкая работоспособность, апатия, медлительность, стремление уклониться от преодоления трудностей и т.п. Равновесие процессов возбуждения и торможения проявляется в спокойном, ровном поведении, умении контролировать свои поступки, напрягать силы и волю в сложных обстоятельствах.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
1. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека? 2. В чем качественное отличие интеллектуального развития высших животных и человека? 3. Назовите предпосылки появления сознания у человека и его основные психологические характеристики. 4. Каково строение и функциональное предназначение нервной системы человека в целом и его основных отделов? 5. Охарактеризуйте основные типы высшей нервной деятельности (ВНД). 6. Как проявляется межполушарная асимметрия мозга? В чем состоят особенности лево- и правополушарных психотипов человека?
Рекомендуемая литература
1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. М., 2002. 2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. М., 1998. 3. Выготский Л.С. История высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч. М., 1983. Т. 3. 4. Выготский Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. М., 1993. 5. Дельгадо Х. Мозг и сознание / Х. Дельгадо. М., 1971. 6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. М., 1981.
7. Матюрина Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М. Матюрина, О.Ю. Ермолаев. М., 1997. 8. Северцев А.Н. Эволюция и психика / А.Н. Северцев. М., 1992. 9. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии / К.Э. Фабри. М., 1976. 10. Хайнд Р. Поведение животных / Р. Хайнд. М., 1975.
|
|