|
5.5. Психологическая поддержка ребенка
Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных личностных особенностях ребёнка, на положительных сторонах его поступка, на поощрении того, что ребёнок делает с целью укрепления его самооценки; - это процесс, который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности [7; 18]. Ребёнок нуждается в психологической поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Оказывая психологическую поддержку ребёнку, взрослый вербально и невербально сообщает ребёнку, что принимает и любит его; что верит в него, в его силы и способности. Психологическая поддержка помогает ребёнку почувствовать свою значимость. Взрослые не смогут оказывать поддержку ребёнку, пока не научатся принимать сами себя; пока не достигнут самоуважения и уверенности. Основными составляющими психологической поддержки являются способы личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком: безусловное принятие, позитивное внимание, признание продуктов деятельности и особенностей поведения ребенка, одобрение его личностных свойств [18; 28]. Безусловное принятие. От родителей, педагогов часто можно услышать обращения к детям следующего характера: «Пока ты не перестанешь, например, лениться, грубить, драться и т.п.;... пока ты не начнёшь, например, хорошо учиться, слушаться, помогать по дому и др., .не жди от меня ничего хорошего». В подобных фразах ребёнку прямо сообщают, что его принимают с условием, т.е. его примут, будут любить, «только если.он будет выполнять определённые условия». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры; такое отношение проявляется и к детям чаще по сравнению с безусловным отношением. Безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый или умный или отличник или хороший помощник и т.п., а просто за то, что он есть. Безусловно принимать ребенка - значит независимо ни от чего: независимо от внешности; способностей; достоинств, недостатков; независимо от того, как он ведёт себя здесь и сейчас. Ребёнок должен быть уверен: что бы он ни сделал, он достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем. Если детей принимают и любят безусловно, у них появляется чувство внутреннего равновесия, уверенности. Эта уверенность способствует формированию самоуважения ребёнка; что помогает ему изменить поведение на более приемлемое. Если же детей любят только тогда, когда они выполняют требования взрослых, соответствуют их ожиданиям, то они начинают чувствовать свою неполноценность. Детей начинают преследовать тревожность, неуверенность, низкая самооценка. Если ребёнок ведёт себя неправильно, совершает плохие поступки, то безусловное принятие его взрослым показывает ребёнку следующее: хотя взрослый и не признаёт его поведение, но по-прежнему уважает как личность. Безусловным принятием взрослый помогает ребёнку понять, что его неудачи могут проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Э. Фромм [38], автор гуманистической теории личности, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим параметрам: условность - безусловность; контроль - бесконтрольность. Материнская любовь, как считает Э.Фромм, безусловна: мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, её нельзя заслужить (либо она есть, либо её нет). Отцовская любовь обусловлена: отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, её можно заслужить, но её можно и лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца. Таким образом, Э.Фромм выделяет такие существенные характеристики родительского отношения, как его двойственность и противоречивость. К. Роджерс, в свою очередь, подчеркивает, что именно безусловное принятие родителями своего ребенка, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка. Таким образом, безусловное принятие ребёнка - это базисная составляющая психологической поддержки. Без данной составляющей невозможно осуществление всех других способов психологической поддержки. Позитивное внимание. Ребёнку для нормального психического развития как воздух, как пища необходимо позитивное внимание взрослого. Согласно наблюдениям и исследованиям психологов [8;12;20], важно не количество, а качество внимания. Позитивное внимание может включать несколько мгновений (добрая улыбка, ласковый взгляд, комплимент и др.), а результаты его проявляются долго. Взрослому важно знать и помнить об одной закономерности: чем больше позитивного внимания он уделяет ребёнку, заполняя тем самым его эмоциональный резервуар, тем меньше потребуется негативного внимания. Признание продуктов деятельности и особенностей поведения. При выражении признания продуктов деятельности или особенностей поведения лучше уходить от общих слов (например, «спасибо, Маша, за помощь!», «Антон, какой ты молодец!») и выражать его конкретно (например, «Маша, я очень рада, что ты помогла приготовить обед», «Антон, меня восхитил твой способ решения задачи!»). Когда признание выражается конкретно, ребёнку становится понятно, что именно является положительным в его деятельности и поведении. Можно предложить следующий алгоритм выражения признания: • имя ребенка; • описание действий ребёнка или результатов его деятельности; • описание своих чувств по поводу данных действий или результатов деятельности; • описание позитивного эффекта от действий ребенка. Одобрение позитивных свойств личности и характера ребёнка. Одобрение выражается в адрес позитивных черт (особенностей) личности и характера ребенка. Например: «Оля, меня восхищает твоя доброта!», «Саша, я в восторге от твоей смелости и настойчивости!». Как показывают наблюдения, от использования фраз-одобрений можно получить удивительный эффект: ребенок усиленно стремится проявлять замеченные взрослым позитивные качества.
|
|