Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.2. Структура общения

  К структурированию общения существует несколько подходов. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения - коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
  Коммуникация заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс воспитания партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.
  Отдельный круг задач связан с решением вопросов о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга в условиях их совместных действий. К таким механизмам относят: психическое заражение, внушение и подражание.
  Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влиянии и существовании различных уровней передачи информации (например, вербального и невербального).
  Основная цель информационного обмена в общении - выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем.
  Коммуникативные барьеры (барьер понимания, барьер социально-культурного различия и барьер отношения и др.) возникают между партнерами по общению. Коммуникативный барьер - это форма психологической защиты от постороннего психического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками общения.
  Выделяют два основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. В случае авторитарного воздействия реализуется установка «сверху - вниз» и «снизу - вверх», в случае диалогического - установка на равноправие («на равных», «глаза в глаза»).
  Распространение информации в обществе проходит через своеобразный фильтр доверия-недоверия. Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.
  В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом, сигнальном) уровнях. А. Пиз в книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) - на 35%, а за счет невербальных средств (жесты, мимика, пространственное расположение, интонационные характеристики голоса и пр.) - на 55%. К таким же выводам пришел профессор Бердвиссл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств.
  Невербальная коммуникация представлена оптико-кинестетической и акустической системами. К оптико-кинестетической системе относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка, контакт глаз и т.д. К акустической системе относится качество голоса (тембр, высота, громкость), интонация, темп речи, фразовые и логические ударения.
  Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека: это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее текущую («здесь и сейчас») эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции проявляются более равномерно на обеих половинах лица, а отрицательные - ярче выражены на левой стороне. Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом было установлено, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль ясна - на собеседника.
  Среди невербальных систем большую роль играет также организация пространства и времени коммуникативного процесса. Так, например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, а окрик в спину вызовет, скорее всего, негативную защитную реакцию человека.
  В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.
  Существуют несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
  1) максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
  2) максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);
  3) максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
  4) максимизации выигрыша другого (альтруизм);
  5) минимизации выигрыша другого (агрессия);
  6) минимизации различий в выигрышах (равенство).
  Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
  1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция).
  2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению (индивидуализм).
  3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
  4. Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).
  5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.


 
© www.txtb.ru