|
3.2. Эмоциональная жизнь человека
Человек по-разному относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие - печалят, третьи - возмущают и т.п. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека форме переживаний. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс. Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект - сильное, бурное и относительно эмоциональное кратковременное переживание, полностью захватывающее психику человека. Собственно эмоции - более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Самое эмоциональное длительное состояние, окрашивающее все поведение человека - это настроение. Эмоциональные состояния, возникающие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые - астеническими. Ученые пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается поток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т.к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, проявляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр. Если вы хотите подольше сохранять молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать хорошее настроение. Функции эмоций разнообразны, это: Коммуникативная функция. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, настроение и состояния других. Регулятивная функция - эмоции помогают познавать окружающий мир, людей, обозначая положительные и негативные моменты для нас. Сигнальная функция - эмоции выступают как внутренний язык, система сигналов, посредством которых человек узнает о значимости происходящего. Мотивационная функция - именно эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией их в результате деятельности. Оценочная функция - наше эмоциональное состояние говорит нам об успешности или неуспешности наших действий, выступая корректирующим манизмом обратной связи между ожидаемым и реально достигнутым результатом действия. Стимулирующая функция - положительные или отрицательные эмоции воздействуют на наши практические действия и на отношения к другим людям. Защитная функция - эмоции выступают сигналом полезного или вредного воздействия на организм и психику, позволяя человеку быстро отреагировать на это воздействие. Для создания оптимального, эмоционального состояния требуется: 1) правильная оценка значимости события; 2) достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию; 3) полезно заранее подготовить отступные запасные стратегии, это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно, в глубокой древности, на Востоке, люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне спокойно воспринять то, что я не в состоянии изменить, смелость изменить то, что я изменить в состоянии, и разум, чтобы отличить одно от другого». Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца. Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что- либо, успокоить и направить его чувства, мысли и действия на позитивное восприятие. Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для экстренного понижения уровня напряжения может быть использовано общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, аутогенной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 5-10 минут, привести себя в спокойное хорошее состояние. Эмоциями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления, если хотите легче переносить боль, старайтесь ее не демонстрировать. Важный способ снятия психического напряжения - это активизация чувства юмора. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могуществен, что О. Фрай назвал его «стационарным бегом трусцой». В целом устойчивость (толерантность) человека к трудным ситуациям зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с подобными факторами.
Материал для самоконтроля
1. В языковом обиходе прочно утвердилось сочетание «комплекс Наполеона», фиксирующее наличие особых характерологических качеств у мужчин маленького роста. Каково научно-психологическое обоснование этого явления? 2. Согласны ли Вы с утверждением, что биологический пол индивида - предпосылка становления психического пола человека? 3. Существуют различные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности. Первая: личность формируется обществом, биологические же особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния. Вторая: личность определяется биологическими, наследственными факторами, никакое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой. Третья: личность есть феномен общественного развития человека, сложный процесс развития и формирования личности обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные - как движущая сила психического развития человека в формировании его личности. Какую из этих точек зрения следует считать более правильной? 4. Из жизни и художественной литературы известно, насколько неожиданными иной раз становятся решения и поступки личности в необычных условиях. Люди, которые были для нас образцом мужества и благородства, на поверку оказываются трусами и эгоистами, и, напротив, у тех, кого мы считали посредственностью, в определенных условиях проявляются незаурядные качества, о которых мы не подозревали. Чем можно объяснить подобное явление? 5. По мнению российских ученых, личность формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой, в процессе деятельности и общения. Вместе с тем, утверждается также, что каждая личность представляет собой неповторимое сочетание антропологических (наследственных), психических и социальных черт, находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией жизни данного индивида. Можно ли говорить в этом случае о типологии личностей, в которой человек рассматривается как представитель одной из этих групп?
|
|