Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.4. Психология в России

  В дореволюционной России существовали психологические теории как идеалистического, так и материалистического направления. В государственных учебных учреждениях господствовала субъективная идеалистическая психология. В то же время сильными были и материалистические традиции в психологии, заложенные в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Этими учёными были открыты новые механизмы нервной деятельности, лежащие в основе поведения животных и человека. В своих работах они отстаивали объективный принцип изучения психической деятельности, отвергая субъективный подход как не научный.
  В послереволюционной период возникли новые психологические теории, в основе которых лежали идеи рефлекторной теории. Так, К. Н. Корнилов разрабатывал “реактологию”, М. Я. Басов - теорию поведения, В.М. Бехтерев - “рефлексологию”. В работах других ученых использовались элементы бихевиоризма, гештальтизма и психоанализа.
  В 1936 г. после постановления ЦК ВКПБ “О педологических извращениях в системе Наркомпроса” все существовавшие психологические теории были объявлены ненаучными, буржуазными.
  С этого времени советская психология стала развиваться исключительно только на основе Марксизма-Ленинизма и философии диалектического материализма. Это обстоятельство оказало как положительное, так и отрицательное влияние на развитие советской психологии. Это повлияло на разработку тех теоретических положений, которые легли в основу всех психологических исследований в последующее время.
  Первое основополагающее теоретическое положение заключалось в том, что психика рассматривалась как свойство высокоорганизованной материи - мозга, заключающееся в отражении окружающей действительности. Такое понимание сущности психики, с одной стороны, давало возможность правильно объяснять назначение психики, а с другой стороны, исключало даже возможность постановки вопроса о существовании психики независимо от человека.
  Второе положение заключалось в том, что формы проявления психической деятельности причинно обусловлены. Принцип детерминизма, который был провозглашен философами-материалистами, давал возможность научно объяснить психику и поведение человека и животных в зависимости от условий существования: у животных - биологическими условиями, у человека - социальными. Однако при конкретном объяснении психики человека, в соответствии с идеологическими установками, приоритет отдавался не общечеловеческим, а классовым условиям существования, в связи с чем считалось, что психология господствующих классов не совместима с психологией угнетенных, и что между ними существуют непримиримые противоречия.
  Третье положение гласило, что развитие психики происходит не спонтанно (самопроизвольно), а в результате деятельности человека. В соответствии с этим положением считалось, что психика человека не может быть врожденной, она целиком и полностью зависит от обучения и воспитания. Отсюда доказывалась необходимость воспитания человека с новыми психическими свойствами и качествами, которые должны формироваться в процессе построения коммунистического общества. Но жизнь не подтвердила этих прогнозов.
  Благодаря работам многих психологов, психология в нашей стране достигла немалых успехов и заняла достойное место в мировой психологической науке. Л. С. Выготский создал теорию культурно-исторического развития высших психических функций, получившую признание в мировой психологии. С.Л. Рубинштейн создал капитальный труд “Основы общей психологии”, обобщивший достижения отечественной и мировой психологии. В. Г. Ананьев внес существенный вклад в исследование чувственных познавательных процессов и в разработку вопросов психологии человекознания. А.Н. Леонтьев является автором теории развития психики в фило- и онтогенезе. А.Р. Лурия известен как нейропсихолог, исследовавший многие анатомо-физиологические механизмы высших психических функций. А. В. Запорожец и Д.Б. Эльконин внесли большой вклад в разработку детской психологии. А.А. Смирнов и П. И. Зинченко являются авторами трудов по проблемам памяти. Б. Ф. Ломов впервые в отечественной психологии стал известен как автор работ по инженерной психологии. Можно было бы назвать еще много психологов, внесших большой вклад в развитие отечественной психологии.
  В настоящее время в отечественной психологии происходит критическая переоценка методологических и теоретических установок, идет поиск новых способов организации исследований по психологии, создания условий для сближения теоретической и практической психологии, уделяется большое внимание организации психологической службы на производстве, в учебных заведениях и в клинических учреждениях.

Литература

  Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1988.
  Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.
  Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967.
  Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
  Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
  Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.


 
© www.txtb.ru