Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.4. Связь научной психологии с житейской и практической

  Мы рассмотрели кратко, чем занимается научная психология. Усвоение научных знаний по психологии является необходимым, но недостаточным для успешного осуществления педагогической деятельности. Для этого необходимо научиться применять научные знания как в обыденной жизни, так и в процессе обучения и воспитания учащихся.
  Конечно, у каждого человека и до изучения научной психологии имеются житейские знания, так как каждый из нас должен быть в известной степени психологом, иначе мы не могли бы жить среди людей и не достигли бы желаемых результатов в своей деятельности. Но житейские знания имеют бессистемный характер, интуитивны, мало осмыслены и являются причиной ошибочных действий и поступков. Поэтому житейская психология представляет собой совокупность разрозненных эмпирических знаний о психике человека, сформулированных на основе взаимодействия личности с другими людьми и осуществления различных форм поведения и деятельности.
  Знания научной психологии не только дополняют и уточняют житейские знания, но и делают их более осознанными и рациональными, что дает возможность целенаправленно применять их в практической деятельности. Однако применение научных знаний сопряжено с большими трудностями, так как они имеют обобщенный характер и не связаны с действиями конкретного человека. Этот разрыв между житейской и научной психологией может быть устранен при помощи практической психологии, которая разрабатывает приемы и способы применения научной психологии в практической деятельности. Основными разделами практической психологии являются: психодиагностика, психокоррекция и психотерапия.
  Психодиагностика дает возможность установить уровень развития психических процессов, свойств и качеств личности как у отдельных субъектов, так и у групп людей определенной категории. Психокоррекция направлена на обнаружение отклонений от нормы психических явлений и функций у людей определенного возраста, а также на степень нарушения проффесиональных качеств у лиц, занимающихся какой-либо деятельностью. Психотерапия дает возможность психологу восстановить нарушенные психические функции и помочь субъекту стать нормальным человеком.
  Практическая психология дает возможность человеку познать самого себя, свои положительные и отрицательные качества и, используя специальные диагностические методики, заняться самосовершенствованием своей личности, научиться владеть собой и своими состояниями. Поразительных результатов в этом отношении добились индийские йоги. Известный немецкий врач Шульц, изучив методы воздействия йогов на психику, разработал систему формул, посредством которых человек может овладеть собой и своими состояниями. Эта система является очень громоздкой и включает до 100 формул.
  Наш спортивный психолог А. А. Алексеев в книге “Преодолей себя” упростил эту систему, свел ее к 7 основным формулам. Для того, чтобы человек мог привести себя в нормальное спокойное состояние и быть готовым к напряженной деятельности, Алексеев рекомендует проделать следующее: перед сном лечь на кровать в затемненном помещении и воспроизвести до 10 раз про себя каждую и следующих формул.
  1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
  2. Мое лицо, мои руки и ноги полностью расслаблены, теплые, неподвижные.
  3. Все мое туловище полностью расслаблено и теплое.
  4. Мое дыхание спокойное, свободное, легкое.
  5. Мое сердце бьется спокойно, ровно, хорошо.
  6. Я отдохнул и успокоился.
  7. Мое самочувствие хорошее.
  Существует множество и других аутотренингов, посредством которых можно осуществлять самосовершенствование личности. Так, практические психологи О.А. Андреев и Л.Н. Хромов разработали комплексную программу интеллектуального развития человека, в основе которой лежит аутогенная тренировка по системе “Сатори”, улучшающая развитие памяти, внимания и мышления.
  Личность не может быть полностью изолирована от общества. Она всегда является членом какой-либо группы людей. Группа может по-разному влиять на личность, как в лучшую, так и худшую сторону. Для того, чтобы группа влияла на личность в нужном направлении, практические психологи специально создают малые группы, где применяют специальные тренинги, направленные на приобретение опыта интенсивного общения, способствующего оказать помощь личности в ее самосовершенствовании. Опыт организации таких групп и результаты воздействия их на личность изложгны, например, в кн. К. Рудестама.
  К. Рудестам рекомендует создавать следующие виды групп: Т-группы (группы тренинга), группы встреч, гештальт группы, группы психодрамы, группы телесной психотерапии, группы танцевальной терапии, группы терапии искусством, группы тренинга умений. Каждому виду групп дается историческая и теоретическая характеристика, предлагается подробное описание практических упражнений, направленных на приобретение опыта общения и самосовершенствования.

Литература

  Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.
  Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1988.
  Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М., 1989.
  Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.
  Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.
  Общая психология. М., 1986.
  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.
  Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.


 
© www.txtb.ru