|
13.3. Способности
Способности являются очень важным индивидуально-психологическим свойством личности. От способностей зависит пригодность или непригодность человека к какой-либо деятельности. Они, как и характер, представляют собой сложное системное образование. Для того, чтобы успешно выполнить деятельность надо проявить не одно отдельно взятое психическое качество, а целый комплекс, взаимно связанных свойств. Но прежде чем приступить к какой-либо деятельности надо приобрести определенный опыт, т. е. овладеть приемами и способами, необходимыми для осуществления данной деятельности. А их усвоение также требует проявления определенных способностей.
Способности - это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые дают возможность человеку успешно приобретать опыт и продуктивно выполнять какую-либо деятельность.
Способности могут быть репродуктивными и продуктивными. Репродуктивные способности обеспечивают человеку быстрое усвоение знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения стандартных видов деятельности. Продуктивные способности дают возможность человеку осуществить самоактуализацию, проявить свой творческий потенциал и создать принципиально новые, оригинальные продукты. Способности могут быть общими и специальными. Общие способности обеспечивают успешное выполнение таких видов деятельности, которые требуют проявления высокоразвитого интеллекта и напряженной умственной деятельности, направленной на развитие науки, техники, культуры и духовной жизни общества. Специальные способности дают возможность человеку успешно заниматься такими видами деятельности, которые требуют высокого развития сенсорных, моторных и сенсомоторных процессов, направленных на создание художественных, музыкальных, литературных и других произведений. Общие и специальные способности не только не противоречат, но часто дополняют и обогащают друг друга. Различают также теоретические и практические способности. Первые связаны с функционированием у человека теоретического, абстрактного мышления, вторые предполагают наличие и преобладание в деятельности практического, наглядно-действенного мышления. Люди, обладающие теоретическими способностями, склонны к научной деятельности, тогда как субъекты с практическими способностями предпочитают заниматься практическими делами в сфере производства, торговли, предпринимательства и т. д. Каждый вид деятельности требует от человека проявления соответствующих способностей. Поэтому можно выделить коммуникативные, познавательные, педагогические и др. способности. Каждый вид способностей может проявляться как в раннем, так и в зрелом возрасте и достигать высокого уровня развития. Яркое проявление способностей в детском возрасте называют одаренностью. Высокий уровень развития способностей в более зрелом возрасте называют талантом. Талант представляет собой сочетание целого ряда способностей, дающих возможность человеку выполнять какую-либо деятельность на самом высоком уровне и создавать оригинальные, высокоценные продукты. Каждая способность имеет свою структуру, которая обусловлена характером деятельности, в которой она проявляется. Причем, среди качеств, входящих в структуру конкретных способностей, можно выделить основные и вспомогательные. Так, в педагогических способностях среди качеств, обеспечивающих учебную и воспитательную деятельность учителя, можно выделить такие ведущие качества как доходчивость, логичность, доказательность и убедительность изложения учебного материала; чуткость, внимательность, отзывчивость, требовательность в процессе воспитательного взаимодействия с учащимися. Вспомогательными качествами являются: артистичность, красноречивость, обаятельность и др. Качества, которые входят в структуру способностей, не являются постоянными, они могут изменяться, заменяться и дополняться. Возможность одних качеств заменяться другими открывает простор для развития способностей у каждого человека. Даже люди, лишенные зрения и слуха, могут компенсировать утраченные психические свойства другими качествами и развить в полной мере свои способности. Природной основой способностей являются задатки. Задатки - это индивидуальные особенности строения и функционирования головного мозга, нервной системы, органов чувств и органов движений, посредством которых осуществляется определенный вид человеческой деятельности. Задатки являются лишь предпосылкой проявления способностей и они заранее не предопределяют какой вид способностей будет присущ тому или иному индивиду. Это объясняется тем, что задатки многозначны и на основе одних и тех же задатков могут проявляться разные способности. Задатки могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные задатки даны человеку от природы, приобретенные - формируются в процессе деятельности и специальных упражнений. Так, например, природной основой музыкальных способностей является врожденный абсолютный слух. При наличии абсолютного слуха могут проявляться способности музыканта исполнителя, дирижера, композитора. Однако, отсутствие врожденного абсолютного слуха не является препятствием для развития музыкальных способностей, так как посредством специальных упражнений можно выработать целый ряд сенсорных качеств, которые начинают выполнять функции абсолютного слуха. Нейрофизиологической основой этих новых качеств, на основе которых могут проявляться способности, являются, так называемые, функциональные органы, которые формируются у человека прижизненно в процессе активной деятельности. Способности не существуют в готовом виде у человека. Они формируются и развиваются в процессе освоения какого- либо вида деятельности. В процессе освоения деятельности человек приобретает необходимые для ее выполнения навыки и умения. Каждый человек, в силу своей телесной организации, может освоить любую деятельность и приобрести соответствующие навыки и умения. Но у одного они могут осуществляться на высоком уровне, а у другого - на низком. С точки зрения житейской психологии иногда полагают, что у первого есть способности, а у второго - нет. Но это не совсем верно, конечно, способности связаны с навыками и умениями, но их не следует отождествлять, так как способности - это психические свойства личности, а умения и навыки - это автоматизированные приемы и способы выполнения деятельности. Наличие или отсутствие способностей можно определить только по динамике усвоения навыков и умений. Если они формируются быстро и без особых усилий, то у человека есть способности, если медленно и с большим трудом, то они в данный момент отсутствуют. Но это не значит, что у данного человека нет вообще способностей. Это, скорее всего, говорит о том, что у него отсутствуют врожденные задатки, способствующие быстрому усвоению навыков и умений. Но, если этот человек настойчиво прелагает все усилия, чтобы овладеть ими, у него формируются соответствующие задатки и развиваются способности, необходимые для успешного выполнения данной деятельности. Отождествление способностей со знаниями, навыками и умениями приводило иногда к серьезным педагогическим ошибкам. Такие талантливые люди как Эйнштейн, Линней, Пастер, Остроградский и др. считались в школе неспособными учениками. Неспособных людей, имеющих нормальную психику нет, есть только люди активные и пассивные, трудолюбивые и ленивые. Известный писатель Н. А. Островский говорил, что не талантливыми могут быть только лентяи. А. М. Горький на вопрос, что такое “талант” отвечал, что “талант” - это труд. Таким образом, без активной, настойчивой и повседневной деятельности, даже при самых блестящих задатках, развитие способностей не происходит. Н.С. Лейтес, изучавший психологические особенности умственно одаренных учащихся, отмечал, что у всех у них проявляется готовность к напряженному труду, на основе которой формируется главная особенность их личности - трудолюбие. Отличие же их заключалось в направленности интересов, которые определяли конкретный вид учебной деятельности в соответствии с их склонностями. Одни увлекались биологией, другие - математикой, третьи - историей, четвертые - литературой. Немаловажное значение для развития способностей в детском возрасте имеют семейные условия воспитания. Если члены семьи занимаются традиционно какими-либо видом деятельности, то у ребенка появляется склонность заниматься ею, и при наличии врожденных задатков у него быстро развиваются способности. В школьном возрасте для развития умственных способностей большое значение имеет методика обучения. Как правило наиболее эффективной является такая методика, которая дает возможность учащимся проявить самостоятельность и активность при усвоении знаний, навыков и умений. Только при такой методике у учащихся появляется интерес к школьному предмету, а в дальнейшем потребность заниматься соответствующей наукой.
Литература
Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Псков, 1994. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. - М., 1968. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.
Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М., 196477.
Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994.
Общая психология. - М., 1986. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982.
Страхов И.В. Психология характера. - Саратов, 1970. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, 1997.
|
|