|
9.2. Воображение
Воображение является самым важным для творческой деятельности человека, но в то же время и самым загадочным познавательным процессом. Развитие производства, науки, техники, культуры и искусства невозможно было бы без воображения. Воображение дает возможность человеку отражать такие предметы и явления, которые не имели места в его личном опыте, но которые существовали, существуют или будут существовать. Благодаря ему человек может мысленно перемещаться в пространстве и во времени, побывать в недоступных для него местах. Воображение связывает настоящее с прошлым и будущим, делает невозможное возможным, далекое и недоступное - доступным. Воображение - это процесс создания новых образов, идей и замыслов, которые могут быть реализованы в практической и теоретической деятельности. Создание новых образов, идей, планов и проектов происходит путем преобразования представлений и знаний о реально существующих предметах и явлениях. Если создаваемые человеком образы воображения никогда не будут реализованы в действительности, то они тогда будут фантастическими образами, а процесс их создания будет называться фантазией. Но даже самый фантастический образ связан с реальной действительностью, так как он создается на основе необычного сочетания элементов, взятых из представлений о предметах материального мира. Поэтому в сказках, былинах, мифах и др. сказаниях отражен в искаженном виде тот мир, в котором они создавались. Воображение свойственно только человеку. Оно возникло в результате общественно-трудовой деятельности, направленной на познание и преобразование окружающего мира. Воображение играет большую роль в жизни человека. Оно дает ему возможность прогнозировать будущее, создавать новые планы и программы, решать по-новому возникшие задачи, находить выход из самых сложных ситуаций. Отсутствие воображения не позволяет даже антропоидам совершать целесообразные действия в новых ситуациях. Это обстоятельство используют жители некоторых южных стран для ловли небольших обезьян. Для этого они применяют высушенную тыкву с небольшим отверстием, на глазах у любопытных обезьян кладут в нее приманку и уходят. Обезьяна подходит к тыкве, просовывает в отверстие руку, хватает пищу и пытается вытащить ее из тыквы, но не может. Разжать пальцы, вытащить руку и овладеть пищей, перевернув тыкву, она тоже не может, так как лишена воображения. Так она и попадает в руки людей. Воображение тесно связано с мышлением, благодаря которому человек может правильно оценить продукты воображения, отделить фантастические образы от образов, которые могут быть реализованы в действительности. В свою очередь воображение дает материал для функционирования образного мышления, с помощью которого человек может выдвигать фантастические гипотезы и предположения о сущности явлений, не поддающихся логическому объяснению. Воображение оказывает влияние на деятельность всего организма человека. Под влиянием воображения изменяются психические состояния, образы, эмоции и чувства. Оно оказывает влияние на физические и физиологические процессы, на движения и действия. Воображение дает возможность человеку планировать свои действия, совершать их по-новому, предвидеть их целесообразность. Воображение влияет не только на поведение человека, но и на скрытые процессы, происходящие в мышцах различных частей тела. Достаточно представить, что рука сжимается как в мышцах можно зафиксировать такие же импульсы как и при реальном движении. Естественно эти импульсы являются очень слабыми, но имеют те же характеристики, как и в реальных движениях. Под влиянием таких импульсов происходят невидимые сокращения мышц. Эти микродвижения или идеомоторные акты являются подготовительной фазой для осуществления реального движения. Поэтому в спорте при тренировках перед выполнением упражнения спортсмен сначала проделывает его в своем воображении. Это в значительной степени улучшает результаты спортивной деятельности.
Воображение оказывает влияние и на органические процессы, улучшая или ухудшая физическое состояние организма. Известно, что мнительные люди нередко находят у себя воображаемые симптомы какой- нибудь болезни и обращаются без надобности к врачу. Подобного рода явления имеют место прежде всего у людей с ярким воображением. Известный психолог А.Р.Лурия наблюдал как у одного испытуемого температура одной руки повышалась на 2 градуса, а на другой понижалась на 1,5 в зависимости от того, что он представлял как одной рукой он прикасался к горячей плите, а в другой держал кусочек льда. Известны случаи, по описанию религиозных философов, когда у некоторых впечатлительных верующих людей при чтении библии или слушании проповеди о том как был распят Христос на руках и ногах возникали знаки (стигматы) в виде язв, которые долго не заживали.
Создание образов воображения осуществляется на основе сложной умственной деятельности, направленной на преобразование представлений или их элементов в новых комбинациях. Эти умственные действия имеют специфический характер и осуществляются в виде процессов воображения, посредством которых создаются новые образы. Существует целый ряд процессов или приемов создания новых образов на основе анализа и синтеза представлений памяти. Одним из таких процессов является агглютинация, т.е. “склеивание” представлений или их частей. Посредством агглютинации создаются образы таких объектов, которые не существуют в реальном мире. Так создавались мифологические и сказочные образы: кентавра, минотавра, русалки, змея горыныча и др. Агглютинация широко применяется при создании представлений о новых технических конструкциях. Такое, например, средство передвижения как аэросани было создано на основе соединения представлений об отдельных частях аэроплана и саней. Другим процессом воображения является схематизация. Схематические образы создаются путем выделения в предметах и явлениях основных наиболее важных элементов в их структурах. Так, архитекторы создают проекты различных сооружений, изобретатели- схемы механизмов и других устройств, художники- абстрактные картины и т. п. Близким к схематизации является процесс типизации. Типические образы создаются в художественной литературе. Они совмещают в себе как типические черты, присущие целой категории людей, так и индивидуальные особенности литературного героя. Известен и такой прием создания образов воображения как гиперболизация. Посредством этого приема создаются новые образы путем чрезмерного преувеличения или преуменьшения представлений о реально существующих предметах. Так создаются образы: великанов, лилипутов, гномов и др. сказочных персонажей. Возможен и такой прием создания нового образа как акцентирование. При акцентировании подчеркивается путем преувеличения какая-либо наиболее характерная деталь объекта. Так создаются художниками карикатуры на некоторых персонажей художественных произведений, на политических деятелей или на других известных людей, имеющих отрицательные качества личности. Посредством акцентирования создаются также дружеские шаржи, в которых подчеркивается какая-либо особенность человека, вызывающая чувство юмора. Создание нового образа возможно также путем уподобления (аналогии). Так, идея создания летательных аппаратов всегда связывалась по аналогии с летящей птицей, создание локатора - по аналогии с органами, посылающими и принимающими ультразвуки дельфинами, летучими мышами и др. животными. Образы воображения могут быть созданы посредством переноса реальных объектов и живых существ в такую среду, где они быть не могут. Так, был создан А. Беляевым образ Ихтиан- дра в произведении “Человек-амфибия”. Такими же фантастическими сначала были идеи о человеке-водолазе, о космических кораблях, о космонавтах, выходящих в космос из корабля. Возникновение образов воображения у человека может происходить как преднамеренно, так и непреднамеренно. В связи с этим различают два вида воображения: преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Непреднамеренно новые образы могут возникать при пассивном состоянии человека, когда деятельность его сознания ослаблена. Так, в дремотном состоянии и во сне у человека возникают фантастические образы в виде сновидений. У душевнобольных имеют место различного рода галлюцинации. Все эти образы не имеют существенного значения в жизни человека и не находят применения в его деятельности. Возникают они часто помимо желания человека и имеют иногда навязчивый характер. Преднамеренно образы воображения могут создаваться в двух целях. В одном случае их создание необходимо для осуществления активной деятельности, направленной на создание нового предмета, необходимого для жизни. В другом случае образы воображения создаются только для того, чтобы уйти от реальной действительности в придуманный иллюзорный мир. Такие фантастические образы, которые создаются человеком для того, чтобы он мог проявить себя так как ему хочется, пусть даже в вымышленной ситуации, называются грезами. Грезы, заменяя человеку активную деятельность, относятся к пассивному виду воображения. Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение направлено на создание новых образов на основе словесного описания, рисунка, чертежа, схематического изображения объекта. Оно имеет огромное значение в учебной деятельности. При усвоении научных знаний учащиеся должны создавать образы таких объектов которые они никогда не воспринимали. Посредством воображения учащиеся создают образы литературных героев, картины исторических событий, представления о животном и растительном мире различных континентов, представления о геометрических и стереометрических фигурах. Для того, чтобы представления воображения соответствовали описанию учащиеся должны уметь преобразовать представления памяти так, чтобы созданных ими новый образ соответствовал смыслу тех слов, посредством которых он описан. Так, при чтении поэмы А. С. Пушкин “Руслан и Людмила” у многих возникает неадекватное представление о персонажах, описанных следующими словами: “... там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит... избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей... ” У многих учащихся возникает образ речной русалки, сидящей на дереве. Но как может русалка с рыбьим хвостом, вместо ног, влезть на дерево и там сидеть? Можно, конечно, объяснить это тем, что сказка вымысел и в ней все возможно. Но это далеко не так. Слово “русалка” имеет два значения: русалка бывает речная и лесная. В данном случае речь идет о лесной русалке, т. е. о птице с головой женщины. Неадекватный образ возникает и о избушке. Вместо избушки на курьих ножках, представляют избушку на куриных ножках. Слово “курьи ножки” когда-то обозначало столбы, обкуренные на костре, чтобы они не гнили, на которых стояли избы на болотистых местах. Творческое воображение направлено на самостоятельное создание новых оригинальных образов. Оно широко используется в художественном, техническом и научном творчестве. Творчество необходимо и взрослым и детям. В детском возрасте на его основе создаются фантастические образы, которые являются нередко такими же реальными для детей, как и образы, возникшие на основе восприятия. Такие же яркие образы воображения нередко возникают у людей занимающихся творчеством: у писателей, художников, музыкантов. Тургенев писал о героях романа «Отцы и дети»: «Я все эти лица рисовал как бы я рисовал грибы, листья, деревья: намазолили мне глаза и я принялся чертить». То же самое писал и Дикенс: «Я не сочиняю содержание книги, а я вижу его и записываю». Гуно писал: «Я слышу пение моих героев с такой же ясностью, как вижу окружающие меня предметы». Образы творческого воображения могут быть реалистическими и фантастическими. Реалистические образы создаются на основе творчества как в практической, так в теоретической деятельности. Инженеры, архитекторы, ученые, проектировщики, рационализаторы создают такие образы и идеи, которые воплощаясь в материальные предметы, способствуют развитию науки, техники, культуры и духовной жизни общества. Фантастические образы создаются писателями, учеными, художниками, скульпторами, изобретателями. Они реализуются в художественных произведениях, картинах, чертежах, проектах, скульптурах и т. д. Существуют научно-фантастические, сказочно-фантастические и религиозно-мистические образы. В них воплощены будущие достижения науки и техники, верования и чаяния людей, их стремление реализовать свои мечты и идеалы. Особое значение в жизни человека имеет мечта. В мечтах люди создают образы желаемого будущего, к которому они стремятся. Мечты помогают им претворить в жизнь образы, созданные в процессе творческой деятельности. Они дают возможность человеку собрать все силы, мобилизовать все ресурсы на преодоление трудностей, возникших в процессе творчества.
|
|