|
3.1. Постановка проблемы исследования
Современная психологическая наука, активно исследуя проблему рефлексии, располагает достаточно обширными познаниями об ее психологической природе. Вместе с тем, имеющиеся в науке концепции педагогической рефлексии практически не рассматривают проблему её личностной обусловленности. Изучению этой проблемы было посвящено проведенное нами экспериментальное исследование, некоторые результаты которого будут представлены в данном разделе. При подготовке и планировании исследования мы исходили из того, что специфика педагогической деятельности, как и другой, имеющей выход в социальный контекст и осуществляемой в системе отношений «Я и Другие», особенно значимо актуализирует личностный план в рефлексии. Это связанно с необходимостью анализа и осмысления другого человека - партнера по взаимодействию, а также рефлексивного самоанализа и самооценки. Отличие профессиональной рефлексии учителя от других видов рефлексивных процессов проявляется в том, что её смыслообразующим, «ядерным» отношением является отношение «учитель - ученик». Рефлексивно мыслить для учителя - значит соотносить свое профессиональное действие с учеником, на которого оно направлено, с позиции оценки его эффективности для личностного и интеллектуального развития ученика. Рефлексия такого рода, когда в сознании отражается не только свое действие, но и другой человек, на который это действие направлено, требует особой личностной позиции учителя. Эта позиция основана, во-первых, на профессионально-личностной центрации учителя на ученике (Орлов, 1988; Холодная, 2002), когда в любой учебной ситуации на первом плане для учителя оказываются права, интересы и сама индивидуальность каждого ученика. Во-вторых, для практической реализации такой центрации учителя необходима его личностная включенность в учебную ситуацию, переживаемая им как осознание своей причастности и ответственности за ее исход. Таким образом, моделируя структуру педагогической рефлексии, можно выделить два плана - операциональный и личностный - которые имеют специфическое содержание и функции, тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют ее целостный психологический феномен. Операциональный план структуры педагогической рефлексии представлен конструктивными, прогностическими и мотивационными компонентами, соответствующими важнейшим сторонам его практической деятельности (конструирование и адаптация учебного материала в соответствии с возможностями ученика, прогнозирование его возможных затруднений, стимулирование его самостоятельных действий при решении задачи и т.п.). Личностный план рефлексивного мышления учителя раскрывается в его профессионально-личностной центрации на ученике в процессе обучения (субъектная направленность), а также в его личностной включенности в рефлексивно отображаемую учебную ситуацию, что проявляется в осмыслении им своей причастности и ответственности за результаты учебной деятельности ученика. Мы полагали также, что именно личностная позиция учителя в его рефлексивном мышлении регулирует и направляет его операциональную стратегию действий при решении им педагогической задачи и в целом определяет уровень проявления его профессиональной рефлексивной способности. Данные положения определили структуру экспериментального исследования, в ходе которого изучались: • структура педагогической рефлексии и психологические параметры ее проявления в процессе решения учителем педагогических задач; • уровень проявления профессиональной рефлексии при решении учителем экспериментальной педагогической задачи; • степень проявления профессионально-личностной центрации учителя на ученике при рефлексивном решении им педагогической задачи; • степень личностной включенности учителя в процесс рефлексивного решения им педагогической задачи.
|
|