Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.2.3. Рефлексивные процессы в самосознании учителя

Что позади нас и что впереди нас - мелочь в сравнении с тем, что внутри нас.

Ралф У. Эмерсон

  Важнейшей сферой рефлексивного анализа учителя является его профессиональное самосознание. Способность учителя анализировать и оценивать свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, степень их соответствия профессиональным задачам свидетельствует о его психологической зрелости (Митина,1990). В качестве примера можно привести отрывок из письма учителя В. Гусевой в газету «Первое сентября»:
  «... Начинаю анализировать своё собственное душевное состояние и то, комфортно ли со мной рядом окружающим (ребятам, коллегам). Для этого использую самые разные тесты, предлагаемые психологами... Несколько лет назад я получила в подарок авторскую книжку «Учитель - мастер гуманной школы». С тех пор я провожу психологический самоанализ урока, а также самооценку собственных профессиональных и личностных установок, уровень развития рефлексии.,.»(Гусева, 2002, с.2).
  Объективно говоря, условия, в которых реализуется деятельность учителя, предоставляют ему мало возможностей для углубленного самоанализа. Так известно, что практическая деятельность учителя требует от него высокой степени оперативности и динамизма. Как свидетельствуют наблюдения ученых, в среднем каждые две минуты учебного взаимодействия с учеником ставят учителя перед необходимостью принятия решения. Стремительность, с которой меняются учебные ситуации, с одной стороны, и их повторяемость, даже рутинность, с другой, приводят к тому, что учителя редко принимают альтернативные решения, чаще поступают стереотипно, прибегая к автоматизированным образцам поведения (Robertson, Keith, 1983; Silberman, 1971).
  Другие экспериментальные данные свидетельствуют о том, что учителя нередко уже “знают” своих учеников, еще ни разу не видя их в глаза (Woolfolk, 1987). Причиной этого явления становится результат их практического опыта, который персонифицируется в собирательном образе некого “среднего” ученика, относительно которого учитель, не осознавая того, прогнозирует и даже осуществляет тактику взаимодействия.
  Упомянутые погрешности в профессиональном поведении учителя возникают в отсутствии практики постоянного анализа своей деятельности и самого себя как ее субъекта. Рефлексия своих действий, осуществляемая как синхронно с ними, так и ретроспективно, позволяет учителю удерживаться от импульсивных и стереотипных действий и сознательно регулировать свою деятельность с учетом всех объективных условий.
  Рефлексия также оформляет и консолидирует Я-концепцию учителя, способствуя, с одной стороны, динамичности ее содержания, а с другой, поддерживая ее стабильность. В случае заниженной самооценки учителя, негативной Я-концепции, деструктивно влияющей как на профессиональное “самочувствие”, так и на характер его взаимодействия с учеником, именно рефлексивный самоанализ особенно в контексте группового психотерапевтического тренинга становится действенным коррекционным инструментом (Бернс,1986).
  Обсуждение проблемы Я-концепции учителя с точки зрения ее рефлексивного контроля поднимает еще один важный вопрос. Учитель решает профессиональную задачу развития интеллекта ученика, выстраивая особую линию обучения для каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальных психологических особенностей. Вместе с тем он должен осознавать и степень влияния своей собственной индивидуальности на учебный процесс.
  В класс приходит авторитетный учитель с прекрасной профессиональной подготовкой, имеющий авторский стиль преподавания, да к тому же и яркая личность. «Хорошо ли это для ученика?» - задаётся вопросом профессор М. А. Холодная (2002), автор многих научных работ по психологии интеллекта. Ответ, казалось бы, однозначный. Однако не всё так просто. «Для некоторых детей, чей склад ума совпадает со складом ума учителя, - это несомненная жизненная удача. Но что будет происходить с ребенком, который склонен в одиночку обдумывать проблему, тогда как учитель организует уроки в режиме активного диалога, включая детей в бурные дискуссии? Как быть ребенку, который обожает высказывать ошеломляющие его самого и окружающих суждения, «играть» с идеями, если учитель ориентирован на составление наглядных граф-схем с выделением главных фактов и основных логических связей между ними?» (Холодная, 2002, с.218).
  Да, действительно, сильный учитель рискует спроецировать свои личностные особенности в содержание урока, силой своего авторитета навязать как единственно «правильные» способы переработки информации, отражающие его индивидуальный стиль, и сам того не желая, может затормозить интеллектуальное развитие ученика с иным, нежели у него самого, складом ума. К сожалению, немало учителей могут привести примеры о «непонятной» неуспеваемости способного по другим предметам ученика или одноклассника.
  Решение данной серьезной проблемы связано с соблюдением прав ребенка и поэтому учитель несет за неё особую ответственность. Осознание учителем своей индивидуальности, составляющей его Я-концепцию, должно стать частью его профессиональной культуры.
  Безусловно, каждый человек в той или иной степени знает склад своего ума: предпочитаемые способы работы с текстом, свои подходы к решению задач, наработанные стратегии в принятии решений, даже свои типичные ошибки. Но для учителя важно не просто приблизительное знание о себе, а глубокое рефлексивное исследование своей индивидуальности. Мысль, заключенная в известной фразе поэта «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.» для учителя не является разрешительной грамотой. Обязан предугадывать - это его профессиональный долг.
  Возьмем, к примеру, такую индивидуально-психологическую характеристику как когнитивный стиль. Среди многих из них выделим тот, который несет на себе влияние рефлексивных свойств. Выступая как индивидуально-своеобразный способ переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, анализа, категоризации, оценивания и т. д.) когнитивный стиль оказывает заметное влияние на процессуальные и результирующие стороны педагогического взаимодействия.
  Можно с уверенностью предположить, что в ситуации принятия решения учитель с рефлексивным когнитивным стилем проявит меньшую торопливость и большую рассудительность, что убережет его от многих ошибок, которые второпях совершают обладатели импульсивного стиля. Можно также допустить, что учитель с рефлексивным стилем будет невольно побуждать учеников к неспешным и углубленным размышлениям, в то время как импульсивный учитель будет склонен поощрять учеников за быстроту и спонтанность в генерировании идей и гипотез. При этом рефлексивный учитель скорее всего будет «притормаживать» импульсивных учеников, укоряя их за «легкость мыслей необыкновенную», а учителя с импульсивным стилем будет невольно приводить в раздражение медлительность и нерешительность учеников с рефлексивным стилем. Но это происходит только в том случае, если эти учитель не задумывается о степени и характере влияния своей индивидуальности на учеников.
  За достоверной информацией о своих индивидуальных особенностях, основанной на профессиональных психодиагностических методиках, стоит отправиться на консультацию к психологу. Но ориентировочное представление о своем когнитивном стиле (по параметру «рефлексивность - импульсивность») можно получить, выполнив тестовую методику, представленную ниже в Рефлексивном практикуме.

Рефлексивный практикум

  1. Упражнение «Кто Я?»
  Известно, что наши представления о себе складываются постепенно и редко пересматриваются. То, как мы воспринимаем и оцениваем себя, оказывает огромное влияние на выбор нами как жизненных целей и стратегий, так и на эмоциональное состояние, окрашивающее нашу жизнь или в яркие, или в серые тона. Для человека по профессии учитель характер самоотношения важен вдвойне. Ведь это определяет всю атмосферу взаимодействия с учениками, оставляет свой след и в их душе.
  Поэтому совершенно необходимой для учителя является традиция рефлексивной «инвентаризации» самого себя, т.е. проведения объективного и вдумчивого анализа своих качеств, целей, отношений. Что вы думаете о себе, как к себе относитесь, как глубоко понимаете себя - об этом вы сможете узнать, размышляя над нижеследующими вопросами.
  Как мы уже обсуждали раньше, будет лучше, если свои размышления вы будете записывать в свой дневник. Не ленитесь записывать их подробно, только в этом случае вы сможете получить наиболее полное представление о самом себе. Повторное возвращение к этим записям, возможно, принесет вам открытие новых сторон в самом себе.
  • Кто Я? К чему я стремлюсь в жизни? Понимаю ли я то, чего хочет от меня моя жизнь?
  • Смог ли я добиться того, о чем мечтал? Если да, то благодаря чему? Если нет, то что мне помешало?
  • Я умею побеждать? Каких побед я добился? Чего мне это стоило?
  • Я способный человек? Какими способностями я обладаю? Какими способностями я бы хотел обладать?
  • Ценят ли меня близкие мне люди? За что они ценят меня?
  • Какие мои качества приносят им разочарование?
  • Как я могу быть более полезным и нужным для них?
  • Какое влияние я оказываю на их жизнь?
  • Что мне всегда хотелось делать в жизни? Что мне всегда особенно удавалось? Занимаюсь ли я этим теперь? Почему не занимаюсь?
  • Что меня более всего огорчает в жизни? По какой причине?
  • Что вызывает у меня наибольшее беспокойство? Как часто я переживаю это состояние? Почему?
  • Что я более всего ценю в жизни? Часто ли я это получаю? Что я делаю для этого?
  • Что приносит мне наибольшее удовлетворение в жизни? В какой степени это зависит от меня самого?
  • Какое настроение обычно у меня преобладает в течение дня? Чем оно определяется? Как это влияет на успешность моей деятельности? Как это влияет на окружающих меня людей?
  • Что я за человек? Какой у меня характер? Умею ли я жить в мире с самим собой? Хорошо ли со мной другим людям?
  • Какое представление у меня сложилось о самом себе? Как это представление влияет на мою жизнь: на цели, которые я ставлю перед собой, на то, каким путем их добиваюсь?
  Предлагаемый здесь тест дает возможность узнать о склонности человека к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений. Ответьте письменно на предлагаемые ниже вопросы, выбирая ответы «да» или «нет»:
  1. Отмечаете ли вы за собой некоторую поспешность в принятии решений?
  2. Присуще ли вам в повседневной жизни действовать под влиянием момента, не думая о возможных последствиях?
  3. Следуете ли вы при принятии решения правилу «Семь раз отмерь, один отрежь»?
  4. Отмечаетели вы за собой склонность говорить, не думая?
  5. Присуще ли вам поступать под влиянием чувств?
  6. Склонны ли вы к тщательному предварительному обдумыванию того, что планируете?
  7. Вызывают ли у вас раздражение люди, не могущие быстро решиться на что-либо?
  8. Рассудительный ли вы человек?
  9. При намерении что-то сделать для вас важнее эмоции, а не разум?
  10. Характерно ли для вас нежелание долго перебирать различные варианты при принятии решения?
  11. Часто ли вы ругаете себя за поспешные решения?
  12. Когда вы принимаете решение, то прежде всего думаете, к чему это приведет?
  13. Обычно вы колеблетесь, не можете принять решение до последнего момента?
  14. При решении даже простого вопроса вы должны все обдумать?
  15. Можете ли вы, при конфликте не раздумывая, дать отпор своему обидчику?
  Ключ к расшифровке:
  За ответы «ДА» на вопросы 1,2,4,5,7,9,10,11,12,15 и ответы «Нет» на вопросы 3,6,8,13,14 начисляется по 1 баллу. Чем больше набранная сумма баллов, тем более выражена склонность к импульсивным действиям, чем меньше сумма баллов - тем больше склонность к рефлексивности при принятии решений.


 
© www.txtb.ru