Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.2.1. Рефлексивные свойства профессионального мышления учителя

Если ученым можно быть чужой ученостью, то мудрым можно быть лишь собственной мудростью.

Мишель Монтень

  Рефлексия - необходимое свойство практического мышления учителя, проявляющееся в применении знаний общего к конкретным ситуациям действительности. Без рефлексивной проработки профессиональные предметные знания, из которых складываются концептуальные представления, обездвижены, и как бы “рассыпаны” в сознании, что не позволяет им стать непосредственным руководством к действию. Постоянный рефлексивный обзор своей теоретической базы с позиции ежедневной профессиональной практики позволяет учителю стать компетентным в своем профессиональном деле. Основатель аналитической психологии К. Юнг в свое время подметил, что учитель обречен быть компетентным. Попробуем разобраться, какое психологическое содержание стоит за этим понятием.
  Компетентность - это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности. Исследования психологической природы компетентности позволили М.А. Холодной (2002) выделить следующие признаки типа организации знаний, которые отличают компетентного человека:
  - разнообразие (множество разных знаний о разном);
  - артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой);
  - гибкость (как содержание отдельных элементов знания, так и связи между ними, могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов, в том числе и тогда, когда знание превращается в незнание);
  - быстрота актуализации в данный момент в нужной ситуации (оперативность и легкодоступность знания);
  - возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе способность к переносу знания в новую ситуацию);
  - выделенность ключевых элементов (в многообразии знаний относительно данной предметной области отдельные факты, положения, определения сознаются как самые важные, решающие для её понимания);
  - категориальный характер (определяющая роль того типа знания, которое представлено в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);
  - владение не только декларативным знанием (знанием о том, «что»), но и процедурным знанием (знанием о том, «как»);
  - наличие знания о собственном знании.
  Последний из названных признаков компетентного типа организации знаний, относящийся к метакогнитивным процессам (те, которые обеспечивают управление собственной интеллектуальной деятельностью), сам по себе есть результат рефлексивного самоконтроля.
  Значима роль рефлексии и в осмыслении учителем своего профессионального опыта. Ведь известно, что используется не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него (К.Д.Ушинский). Более того, именно соединение опыта профессионала и его рефлексии дает, по мнению Д.Познера, ключ к развитию профессионального мастерства:
  «опыт + рефлексия = развитие» (Posner, 1985, р. 19).
  Действительно, как показывают исследования, рефлексивная интеграция теоретических знаний учителя и его практического опыта порождают качественно новое образование профессионала, наполненное личностным смыслом - ведущие идеи, которые принимают на себя регулирующую его деятельность функцию (Кулюткин, Сухобская,1990).
  Ведущие идеи учителя в концентрированном виде несут в себе его профессиональную программу, направляющую его практическую деятельность. Убеждения, ценностные ориентации, личностные установки учителя - это ядро любой ведущей идеи. Кроме того, ведущая идея имеет и предметный план: это основные принципы, которыми руководствуется учитель при подборе методов обучения, способов подачи учебного материала, установления стиля общения с учениками и коллегами.
  Ведущие идеи учителя - это его своеобразное кредо, которое складывается со временем как продукт осмысления учителем своего опыта и опыта своих коллег с позиции своих профессиональных знаний и личностных убеждений. В зависимости от уровня своей зрелости ведущая идея может быть представлена не только в содержательном плане (т.е. учитель может четко сформулировать свои профессиональные убеждения, аргументировано отстоять свою позицию в профессиональной дискуссии), но и может быть развернута операционально. Это означает, что учитель не только считает, что в такой-то ситуации надо поступать таким-то образом, но и реально поступает так. Однако для того, чтобы стать реальным внутренним регулятором профессионального поведения педагога, чтобы быть способной задавать угол зрения на конкретную педагогическую ситуацию, эта идея должна быть сознательно принята и пережита в качестве личного убеждения.
  Рефлексивное осмысление способствует “дозреванию” ведущих идей до уровня их внутреннего принятия. В результате повышается «чувствительность» учителя к проблемам профессиональной реальности, потенциал его практического мышления обогащается авторскими стратегиями (умение мыслить по-своему, самобытно), что позволяет ему, выявляя в конкретном явлении его общую педагогическую суть, принимать наиболее эффективные решения.
  Овладение учителем культурой рефлексивного анализа своего профессионального опыта способствует его профессиональной и личностной зрелости. Иными словами, позволяет ему стать мудрее. Попытаемся разобраться, в чем проявляется это свойство. Обсуждая проблему мудрости с позиции проблемы интеллектуального роста взрослого человека, Ф. Диттмен-Коли и Р.Балтес (1985) вводят понятие «синтезированного интеллекта». Такой интеллект характеризуется интеграцией разнообразных типов опыта: это и компетентность в определенных сферах предметного знания, и тонкое понимание социально-практических аспектов жизни (в том числе особая чувствительность к социальнопсихологическому контексту происходящего), и повышенное внимание к неизвестным, будущим, «невозможным» событиям, и рефлексирующее отношение к самому себе ( цит. по Холодная, 2002, с. 183).
  Какие приметы в практической деятельности учителя могут выдавать в нем качества мудрого человека? Очевидно, это способность быть наблюдательным и восприимчивым, видеть сущность явлений и уметь принимать разумные решения в сложных профессиональных обстоятельствах; быть открытым к любой информации и согласовывать разные точки зрения; понимать и принимать проблемы других людей; не быть категоричным в суждениях и оценках, быть критичным в оценке любого знания, в том числе и собственного. Кстати, в указанных здесь отличительных признаках мудрости, выделенных исследователями S.Holiday, M.Chandler (1986), подчеркивается характерная для мудрого человека вопросно-ответная форма знания, в котором высок удельный вес чувства сомнения, родственного природе рефлексии.
  И еще один факт. В исследовании установлено, что мудрость «...скорее растет, чем уменьшается с возрастом» (там же, р.77). В основе этой эволюции интеллекта человека лежит интеграция его индивидуального ментального опыта, управление которой осуществляется метакогнитивными процессами сознания. По мнению психологов, рефлексия среди них выполняет ведущую роль.
  Учитель и мудрость: в социальном смысле - ожидаемое родство понятий. В профессиональном практическом смысле - цель, которую учитель ставит перед собой и добивается всю свою жизнь.

Задание для рефлексивного самоконтроля

  1. Попробуйте дать краткую психологическую характеристику педагогической компетентности. Подумайте, какую роль выполняет рефлексия в развитии профессиональной компетентности учителя?
  2. Приведите вашу интерпретацию «формулы» профессионального развития учителя Д.Познера: «опыт + рефлексия = развитие». Как вы относитесь к мнению, что данный результат больше, чем просто сумма двух слагаемых?
  3. Как вы думаете, что порождает ведущие идеи в профессиональном сознании учителя? Попробуйте дать ваше определение понятию профессиональное кредо учителя. Усматриваете ли вы связь между данным понятием и понятием ведущей идеи? В чем вы видите назначение (функцию) ведущей идеи в практическом мышлении учителя? Вспомните вашего любимого учителя. Подумайте, какие ведущие идеи направляли его решения и как они повлияли на развитие вашей личности.
  4. Задумывались ли вы о психологическом феномене человеческой мудрости? Попытайтесь дать свое определение понятию «мудрость». Какую роль, на ваш, взгляд, в развитии мудрости человека играет его способность к рефлексивному мышлению? Встречался ли вам в жизни мудрый человек? Чем он отличался от всех других людей? Заметна ли была в нем склонность к рефлексии?


 
© www.txtb.ru