|
Предисловие
Психология думающего учителя... Быть может, кому-то эта фраза показалась странной или даже обидной. То есть, как “думающего”? Разве может быть иначе? Судите сами. Если честно, часто ли мы ставим себе такие вопросы, как: «Каков я как учитель? Что я сейчас делаю и почему именно так? Почему я получил такой результат, а не иной? Как воспринимают и понимают меня ученики? Почему я так расстроился (обрадовался, смутился, рассердился)? Действительно ли я понимаю своих учеников? Понимают ли они меня?...» Или, может быть, проще, не вдаваясь в долгие рассуждения с самим собой, объяснять себе в случае затруднения: «Этот ученик плохо учится, потому что неспособный. А вот этот дерзит мне, потому что плохо воспитан». И совсем успокоиться, убедив себя, что как учитель «я делаю все правильно и хорошо. Тем более, что и завуч меня недавно похвалил». Конечно, такая позиция учителя и удобнее, и спокойнее: при такой нервной и физической нагрузке еще и мучить себя вопросами, сомнениями... Да, отвечать на вопросы, приведенные выше, которые все же ставит перед собой профессиональный учитель, бывает действительно трудно. Размышления требуют времени, волевых усилий, вырывают его из уютного мира привычной жизни, приводят к небезболезненным признаниям своих ошибок, подвигают к переоценке ценностей, заставляют изменять себя. Это так. Но только такой - думающий, сомневающийся, анализирующий себя учитель становится настоящим мастером своей профессии. Только такой - думающий, рефлексивный учитель может решать профессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: задачи развития личности подрастающего человека. Это учебное пособие посвящено проблеме профессиональной рефлексии учителя. В первой главе рассматривается представление о рефлексии в философской и психологической науке, раскрывается само содержание понятия рефлексии, анализируются подходы к пониманию ее механизма, обсуждается роль и место рефлексии в психическом развитии человека, а также проблема развития рефлексивных способностей в онтогенезе, включая и вопросы обучения рефлексивному мышлению в школьном возрасте. Вторая глава учебного пособия представляет читателю обширный материал по различным аспектам профессиональной рефлексии учителя. Здесь подробно обсуждается понятие педагогической рефлексии, ее многоплановая роль в профессиональной деятельности учителя, подходы к классификации видов педагогической рефлексии, её современные концепции. В третьей главе представлены результаты проведенного автором экспериментального исследования, целью которого было изучение содержательных и уровневых характеристик профессиональной рефлексии учителей на основе авторской методики. Целью этой главы было стремление показать читателю «внутреннюю кухню» исследований феномена рефлексии, очевидной сложностью которого является возможность сделать его объективной реальностью, доступной для изучения. Проблема развития рефлексивных способностей учителя, которая обсуждается в четвертой главе, рассматривается комплексно, в единстве внешних и внутренних условий. Здесь читатель узнает о тех личностных качествах учителя, которые способствуют развитию рефлексивных свойств его профессионального мышления. Вниманию читателя предлагается также обзор разнообразных методов и приемов развития педагогической рефлексии, а также материалы тренинга по развитию рефлексии учителя, разработанного автором. Для того, чтобы вызвать читателя на диалог и превратить чтение в интерактивный процесс, каждый раздел в книге сопровождается заданиями для рефлексивного самоконтроля и рефлексивным практикумом, специальные упражнения которого направлены на развитие рефлексивных качеств мышления учителя. Учебное пособие может активно применяться в процессе вузовской подготовки учителей. Оно также будет полезно и уже работающим учителям, занимающимся своим профессиональным совершенствованием.
|
|