Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.4. Процесс поведения и деятельность личности

  Процесс поведения личности объясняется с помощью мотивационных понятий. Эти понятия относятся к процессуальным аспектам поведения человека.
  В психологии личности применяются три основные категории мотивационных понятий: мотивы удовольствия (гедонистические мотивы), мотивы роста (или самоактуализации) и когнитивные мотивы.
  Концепция гедонистических мотивов наибольшее значение придает поиску удовольствия и избеганию боли. Это модели снижения напряжения и модели побуждения. В соответствии с моделями снижения напряжения, физиологические потребности создают напряжения, которые индивид стремится снять через удовлетворение своих потребностей.
  Другие мотивационные теории подчеркивают стремление организма к росту и самоорганизации. В соответствии с этими представлениями, индивиды стремятся взрастить и реализовать свой потенциал даже ценой увеличения напряжения.
  И, наконец, в когнитивных теориях мотивации акцент делается на усилиях человека понять и предугадать события, происходящие в мире. У человека есть потребность в согласованности или в познании, а не в удовольствии или в самореализации.
  Существуют теории компетентности, в соответствии с которыми люди стремятся компетентно и эффективно воздействовать на среду [36,с .39].
  Как уже было отмечено, личность есть наиболее полное выражение субъективного полюса деятельности, она порождается деятельностью и системой отношений с другими людьми. Личность - это особое социальное качество индивида, не сводящееся к простой совокупности его прошлого опыта и индивидуальных особенностей. И прошлый опыт, и индивидуальные черты, и генотип человека представляют собой не основу личности, а ее предпосылки, условия становления и развития личности. «Одни и те же особенности человека могут стоять в разном отношении к его личности. В одном случае они выступают как безразличные, в другом - те же особенности существенно входят в ее характеристику» [28, с.165]. Может случиться так, что физически сильный ребенок привыкнет решать конфликтные ситуации с помощью силы и будет развивать это свое качество в ущерб другим, например интеллекту или умению понимать чувства других людей. Тогда указанная особенность человека (физическая сила) обязательновойдет в структуру его личности и станет существенной детерминантой того типа отношений, в которые входит данный человек с другими людьми. Но это же качество может остаться простым фоном, не повлиявшим существенно на ход развития личности.
  Аналогичные утверждения можно сделать и о таких качествах, как красота или уродство, особенности темперамента и даже природные свойства ума, художественная одаренность и т. п. Не определяют прямо характера личности и внешние условия жизни - богатство или бедность, уровень образования и т.д. Все эти качества могут влиять только косвенно, ограничивая или расширяя поле выбора, в рамках которого человек сам строит свою личность, совершая активную деятельность и входя в определенные отношения с другими людьми.
  Деятельностный подход решительно отвергает «теорию двух факторов», согласно которой личность есть некоторый усредненный результат влияния биологических особенностей самого человека (генотип) и социальных, средовых воздействий. Оба эти фактора являются вторичными, внешними, и их влияние опосредствуется активным выбором субъекта деятельности. В отличие от индивида личность не «предсуществует» деятельности, она формируется в ходе самой деятельности, творит самое себя. Источник развития личности лежит в ее внутренних противоречиях, разрешение которых тем или иным способом преобразует саму личность. Развитие личности - это отнюдь не равномерное поступательное движение: в нем есть кризисные периоды и переломные моменты, возможны распад и деградация.
  Ядро личности в теории деятельности - это совокупность действенных отношений человека к миру, т. е. отношений, реализуемых в деятельности и обнаруживающих себя в ее мотивах, поэтому основой личности является иерархическая структура ее мотивов. Для того, чтобы предмет и исходящее от него побуждение были представлены субъекту деятельности на сознательном уровне и могли направлять процесс целеобразования, они должны приобрести субъективную форму своего существования. Это становится возможным благодаря наличию у мотива смыслообразующей функции. Именно динамические системы смыслов рассматриваются многими последователями концепции А. Н. Леонтьева в качестве основного личностного образования, т. е. личности в узком смысле слова в используемой нами терминологии (такими авторами как А. Г. Асмолов, Л. В. Бороздина, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, В. В. Столин, Е. В. Субботский и др.).
  О личности можно говорить лишь тогда, когда обнаруживается соподчинение мотивов с выделением в качестве главных, доминирующих социальных мотивов, регулирующих отношения с другими людьми [11, с. 436-446). Происходит это впервые в дошкольном возрасте и хорошо иллюстрируется известным примером под названием «феномен горькой конфеты».
  Экспериментатор просит ребенка 5 - 6 лет решить невыполнимую задачу - достать далеко расположенный предмет, не вставая со стула, после чего выходит из комнаты и наблюдает за его поведением через полупрозрачное зеркало. Некоторые дети так и не решают задачу, а другие нарушают инструкцию: встают со стула, достают предмет и возвращаются на место. Когда вернувшийся в комнату экспериментатор начинает хвалить ребенка за успешное решение такой трудной задачи и дает ему в награду конфету, некоторые дети отказываются ее брать и начинают плакать - конфета оказалась «горькой». Природа этого феномена в том, что в условиях конфликта мотивов ребенок проявил слабость и допустил победу эгоистического мотива (желание получить поощрение и награду) над социальным (соблюдение правил и норм поведения, заданных авторитетным взрослым), что позже породило недовольство собой, ибо процесс построения иерархии мотивов уже начался, хотя, как показывают результаты этого опыта, и не завершился.
  Важный этап в развитии личности - появление самосознания, ведущего к тому, что человек начинает сознательно и целенаправленно «строить себя». Появляется избирательное отношение к своему прошлому опыту - что-то из него активно отвергается, что-то остается нейтральным, а что-то утверждается в качестве высшей ценности. Человек способен «сбросить с себя груз своей биографии» и как личность родиться заново. Можно выделить три основных параметра личности: широта связей человека с миром, степень их иерархизированности и общая структура этих связей [53].

Контрольные вопросы и задания

  1. Перечислите и раскройте основные категории мотивационных понятий, которые используются в психологии личности.
  2. Как определяется личность в психологической теории деятельности, что составляет ядро личности?
  3. Почему личность не может быть сведена к совокупности прошлого опыта человека и его индивидуальных особенностей?
  4. В чем состоит «теория двух факторов» о роли генотипа и среды в формировании личности, и почему она отвергается в психологической теории деятельности?
  5. Назовите два узловых момента в онтогенетическом развитии личности.
  6. Перечислите некоторые параметры, характеризующие уровень развития личности.


 
© www.txtb.ru