Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.4. Содействие как основа социализации личности

  Социализация - интерпретация “социального” как “внешнего“ фактора “социального контроля” или “принуждения”.
  Известный английский методолог и социальный психолог Р. Харре видит истоки понимания социализации как внешнего принуждения, а также неестественные схемы экспериментирования в идущей от Р.Декарта оппозиции “внешнее - внутреннее”. По мнению Р. Харре, опирающегося на идеи Л.С. Выготского о социализации как преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения, для построения теории индивидуальной психологии личности необходимо отказаться от декартовой оппозиции “внешнее-внутреннее”. Взамен декартовой системы координат Р. Харре предлагает пространство психологии личности со следующими осями: ось (индивидуальное - коллективное); ось (личностное - социальное), ось (публичное - личное). Ось абсцисс “индивидуальное - коллективное” одновременно, по Р. Харре, представляет собой ось “осуществления” в концептуальном пространстве психологии личности.
  Схема Р. Харре, в которой индивидуум не противостоит социальной группе, а неразрывно связан с ней процессом “осуществления”, действования [6].
  В социальном образе жизни процесс социализации идет в направлении от совместных актов, содействий как исходных “клеточек” развития личности к самоконтролю поведения, побуждаемому смыслообразующими мотивами индивидуальности.
  В основе преобразования социальных отношений между людьми в индивидуальные отношения личности лежит механизм интериоризации- экстериоризации, функционирующий в процессе совместной деятельности. “Развитие внутренних индивидуальных свойств личности имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми...” [15, с.265].
  Интериоризация порой трактуется как прямой механический перенос внешнего, материального во внутреннее, идеальное. Во внутренней речи человек на осознаваемом или неосознаваемом уровне знает мотивы собеседника, так как в качестве собеседника выступает он сам, его “Я”. Идеоматизмы, непереводимые на язык внешней речи, предельно индивидуализированные значения, - это индикаторы растущей интимизации самосознания личности. Во внешней диалогической речи их аналогами являются внутренние диалекты разных социальных групп, по которым представители этих групп безошибочно узнают “своего” [6, с.295-304].
  Итак, в представлениях об интериоризации как механизме социализации проступают три различные грани - индивидуализация, интимизация и производство внутреннего плана сознания. Без учета этих аспектов интериоризации вряд ли возможно проникнуть в психологическую природу механизма общения, обучения и воспитания личности, раскрыть закономерности процесса усвоения индивидом общественно - исторического опыта.

Контрольные вопросы и задание

  1. Что такое «социализация» и как она осуществляется в соответствии со взглядами ведущих исследователей?
  2. Охарактеризуйте и изобразите графически пространство психологии личности.
  3. В чем заключается феномен “психологического симбиоза”?
  4. В чем заключается механизм интериоризации-экстериоризации? Г рани интериоризации?


 
© www.txtb.ru