Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.3.1. Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений

  Многомерность различных проявлений личности в совместной деятельности с достаточной полнотой отображена в теории деятельности опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского и его последователей [40, 41, 46]. Совместная предметная деятельность, во-первых, порождает, творит межличностные отношения ее участников; во-вторых, является средством, орудием, через которое только и могут быть преобразованы межличностные отношения; и, наконец, в-третьих, процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности представляет собой движущую силу развития социальной группы.
  Все черты совместной деятельности с предельной отчетливостью проявляются при анализе межличностных отношений в коллективе.
  Коллектив выступает как группа высокого уровня развития. В коллективе более ярко, чем в других группах, проступает многоуровневая структура межличностных отношений.
  Первая страта - совместная деятельность; вторая страта - отношение каждого члена группы к совместной деятельности, ее целям и мотивам, порожденным самой совместной деятельностью; третья страта - феномены межличностных отношений в группе, опосредствованные содержанием совместной деятельности; четвертая страта - поверхностные проявления межличностных отношений типа симпатий и антипатий, возникающие преимущественно в ходе непосредственного эмоционального контакта между участниками группы.
  Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений представляет собой психологическую теорию коллектива и вводит в поле зрения социальной психологии коллектив как предмет, не известный традиционной социальной психологии. Принцип деятельностного опосредствования приложим и к коллективу, и к диффузной группе.
  Феномен коллективистского самоопределения заключается в том, что отношение личности к воздействиям со стороны группы опосредствовано ценностями и идеалами, выработанными в ходе совместной деятельности коллектива. Именно коллективистское самоопределение, в котором проявляется сознательная солидарность с ценностями и задачами коллектива, снимает мнимую дихотомию “конформизм или нонконформизм”. Для личности лидера оказывается куда более важной его способность оценить зону ближайшего развития сотрудника руководимого им коллектива, его интеллектуальный потенциал, чем метания между авторитарным и демократичным стилем руководства.
  В русле теории А.В. Петровского был получен целый ряд специфических феноменов, таких, как коллективистское самоопределение, действенная групповая эмоциональная идентификация и т.п., которые одновременно являлись и выражением группы, и качеством личности. Описывая возникающее в этой теории видение личности, А.В. Петровский отмечает: “С точки зрения стратометрической концепции, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Эти межличностные связи и ихноситель - конкретный индивид - практически нерасторжимы. Они даны исследователю в проявлениях личности каждого из членов группы, но они вместе с тем образуют особое качество самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные проявления [40, с.61].
  Основные ограничения, накладываемые объектной ориентацией на изучение личности в интерпсихологическом подходе, сводятся к следующему. Первое ограничение состоит в том, что связь между индивидами выступает в контексте этого подхода главным образом как объектная ролевая связь. Второе ограничение заключается в отождествлении нормативно-заданного социального поведения индивидов и тех эффектов воздействия одного человека на другого, в результате которых происходят преобразования в его смысловой сфере. Эти ограничения преодолеваются в исследованиях, проводимых на интерпсихологическом уровне анализа личности в системе общественных отношений, уровне анализа “роль - для - себя” [39, 57].

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем заключается феномен «объектного» межличностного восприятия?
  2. Сообщите, какая многоуровневая структура межличностных отношений была предложена А.В. Петровским.
  3. Раскройте и поясните суть теории деятельностного опосредствования межличностных отношений.
  4. Какие ограничения накладываются объектной ориентацией на изучение личности в соответствии с интерпсихологическим подходом?


 
© www.txtb.ru