Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.1. Личность как психологическая категория

  Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термином «личность» обозначали маску, которую надевал актёр древнего театра, затем - самого актёра и его роль в представлении. Впоследствии термином «личность» стали называть реальную роль человека в общественной жизни.
  Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г. Ананьева; К.Л. Абульханова; Б.С. Братусь; Б.В. Зейгарник; А.Г. Ковалёва; В.Н. Мясищева; И.М. Палей; С.Л. Рубинштейна; Д.Н. Узнадзе; Е.В. Шорохова.
  Также проблемой личности занимались такие психологи, как: Бодалёв Л.А.; Брушлинский А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.; Лазурский А.Ф.; Мерлин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.; Фельдштейн Д.И.; Шкуратова И.П.; Ядов В.А.
  Проблема личности является одной из центральных в теоретической и прикладной психологии и выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности.
  В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, особое значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.)
  Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно - исторического познания.
  Знание о личности - это часть психологического знания, которая отражает интерес к человеку во всей его полноте - сложному человеческому существу и индивидуальности.
  Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами.
  Понятие личности является главным понятием в психологии.
  Термин «личность» используется в психологии как в широком, так и в узком смысле. В первом случае под личностью подразумевается «... совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека... В этом широком смысле термин "личность" включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие трем ее частным аспектам» [33, с.197]. Приведем ещенесколько определений: «Термин "личность" охватывает... ансамбль психической организации человеческого индивида» (Нюттен Ж. Мотивация //Экспериментальная психология /под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. - М.: Прогресс, 1975. - Т. 5. - С.23); личность - интегрированная организация всех познавательных, аффективных и физических характеристик индивида, отличающих его от других людей (Г. Айзенк, 1948); предельно широко и определение личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия [50, с.242]. В узком смысле под личностью понимают то, что в наибольшей степени определяет психологическую сущность человека или природу человеческой психики, трактуемую по-разному в разных подходах. Можно указать лишь несколько общих положений о личности, которые принимаются почти всеми авторами. «Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции» [28, с.160].
  Ведущие подходы в понимании личности включают в себя четыре основных направления.
  1. В психологических подходах (берут свое начало в марксистской философии), французской социологической школе, и в ряде других, под личностью имеют в виду социальное качество индивида, «индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений» [5, с.4]; «определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» [38, с.193]. Хотя указанные подходы могут существенно различаться между собой, прежде всего, трактовкой роли активности самого субъекта общественных отношений в процессах формирования его личности, на первый план неизбежно выступает общественно-историческая детерминация этих процессов [35, с.35-38; 44; 45].
  2. Если личность рассматривать, прежде всего, как продукт включения человека в общественные отношения и приобщения его к культурным нормам и ценностям, то без ответа остается вопрос об источниках самой культуры и общественного развития. Человек не только потребляет материальные и духовные ценности, но и сам делает в них вклады. Эти вклады тем крупнее и значительнее, чем значительнее личность человека. Поэтому в ряде философских и психологических направлений (персонализм, гуманистическая психология, экзистенциализм и др.) на первое место среди конституирующих личность свойств выдвигают творческое, порождающее начало, хотя природа этого начала трактуется в разных подходах весьма различно. Но, создавая нечто значимое для других, человек создает значимое для самого себя, изменяет себя, творит свою личность. Можно сказать, несколько перефразируя С.Л.Рубинштейна, что личность есть форма непрерывного выхода человека за пределы самого себя.
  3. Многие авторы в определении личности на первое место ставят ее индивидуальную неповторимость и уникальность. Так, Дж. Гилфорд считает,что личность индивида есть «специфическое созвездие черт». Этот подход часто тесно переплетается с пониманием личности как источника творчества, ибо именно уникальность и неповторимость личности делает ее носителем уникального опыта и потенциальным творцом нового, оригинального в культуре.
  4. И. Кант утверждал, что человек становится личностью благодаря самосознанию, позволяющему ему подчинить свое «Я» нравственному закону. В центр многих психологических подходов ставится изучение самосознания и «Я» как формы переживания человеком своей личности [28]. У. Джемс задал традицию выделения двух аспектов «Я» — «Я» познающее (чистое ego) и «Я» познаваемое, которое он назвал эмпирической личностью. В последней выделяется физическая или материальная личность, социальная и духовная личности [6, с.81-86].
  Ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии [36, 53].

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем состоит узкое и широкое понимание личности в психологии?
  2. Сформулируйте два утверждения о личности, которые принимаются практически всеми психологами.
  3. Какие особенности личности выделяются в качестве наиболее существенных в различных психологических подходах?
  4. Существует ли универсальное определение личности, от которого можно было бы отправляться при решении любых исследовательских или прикладных задач в психологии?


 
© www.txtb.ru