Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.2. Индивидуальный стиль трудовой деятельности

  Изучение индивидуальности человека в психологии имеет достаточно давние традиции, и это отражено в ее отдельных дисциплинах - дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Индивидуальные особенности деятельности постепенно стали предметом отдельного изучения и получили название индивидуального стиля деятельности (ИСД).
  В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 50-х гг. XX в. в работах В.С. Мерлина, Е.А. Климова и др. К настоящему времени изучены и описаны стили: когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни; перцептивные, реактивные, аффективные, рациональные, эмпирические и др.
  Индивидуальный стиль деятельности в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков деятельности человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями. Стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне в устойчиво повторяющихся приемах и способах деятельности, своеобразной временной организации действий, качественных особенностях продукта деятельности. Внутрисубъектные особенности индивидуального стиля представлены типичными стратегиями деятельности, индивидуально-своеобразными особенностями контроля, саморегуляции действий и состояний.
  Индивидуальный стиль деятельности - это совокупность приемов и способов деятельности, обусловленная определенными свойствами личности и сложившаяся как средство приспособления к объективным требованиям.
  С помощью этих способов, приемов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим образом использует свои природные преимущества.
  Основными исходными идейно-теоретическими положениями концепции индивидуального стиля деятельности, интегрирующей идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Б.М. Теплова, В.С. Мерлина и др., были следующие посылки:
  1. Есть стойкие личностные качества, существенные для успеха деятельности, но практически не воспитуемые (типологические свойства нервной системы).
  2. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к деятельности.
  3. Имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей.
  4. Формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними.
  5. Субъективное, будучи отражением объективного, обладает собственной активностью.
  В развитии концепции индивидуального стиля деятельности выделяется несколько этапов. В 1950-60-е гг. основными задачами достаточно широких исследований, проводимых сначала под руководством В.С. Мерлина, а затем и Е.А. Климова, были следующие:
  1) показать возможность успешной адаптации к требованиям деятельности лиц с разными биологически обусловленными особенностями психики (типологическими свойствами нервной системы);
  2) доказать возможность существования разных видов индивидуального стиля деятельности;
  3) показать социальную равноценность разных стилей деятельности и отсюда - равноценность лиц с разными психологическими особенностями.
  Характерные особенности проведенных исследований:
  1. Постулировалось, что разные индивидуальные стили деятельности одинаково эффективны, различия в адаптации к требованиям деятельности разных по типологии субъектов подчеркиваются сопоставлением двух противоположных стилей.
  2. Констатировалось, что эффективный индивидуальный стиль - это не просто совокупность всех наиболее рациональных приемов деятельности, а именно индивидуально-своеобразная система.
  3. Успешность-неуспешность деятельности субъекта объяснялась типологически адекватным, т.е. соответствующим типологическим свойствам, или неадекватным индивидуальным стилем деятельности, его стихийным формированием.
  В 1970-80-е гг. проводятся комплексные исследования индивидуального стиля в соответствии с классификацией видов деятельности. Для выделения, обоснования и описания индивидуальных стилей деятельности широко используются многомерные методы математической статистики. Е.П. Ильиным выделяются три типа адаптации субъекта к деятельности (приспособление субъекта к деятельности, приспособление деятельности к субъекту и взаимное «уравновешивание»). Механизм адаптации рассматривается им как взаимодействие типологической принадлежности и способностей, мотивации, результативности деятельности.
  Сравнительный анализ основных подходов к изучению индивидуального стиля деятельности представлен в табл. 2.

Таблица 2. Подходы к исследованию индивидуального стиля деятельности

Таблица 2. Подходы к исследованию индивидуального стиля деятельности

  В рамках компенсаторного подхода рассматриваются следующие виды компенсаторных возможностей человека в деятельности:
  1. Недостаток способностей компенсируется приобретенными знаниями и умениями (Б .М. Теплов). Например, абсолютный слух может быть компенсирован приобретенными умениями.
  2. Недостаточно выраженные способности компенсируются за счет формирования типологического стиля деятельности (Е.П. Ильин).
  Индивидуальный стиль деятельности отражает индивидуальную неповторимость мастера своего дела, в то время как типологический стиль деятельности - это типичный для группы лиц с одинаковыми типологическими особенностями стиль деятельности.
  Успешные индивидуальные приемы и способы выполнения формируются лишь при условии активного положительного отношения к деятельности. Возможности компенсации с помощью индивидуального стиля недостаточно сформированных свойств ограничены. Индивидуальный стиль деятельности не может компенсировать отсутствия необходимых задатков (музыкальных, художественных и т.п.). Ограничения в формировании эффективного индивидуального стиля касаются также типологических свойств нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность), необходимых для успешной деятельности в экстремальных условиях (дефицит времени, повышенная ответственность и пр.).
  3. Недостаточное развитие одной способности компенсируется другой, более развитой ортогональной, т.е. не связанной с первой, способностью.
  4. Одинаковая выраженность у разных людей одной и той же сложной способности определяется различной выраженностью составляющих ее простых способностей.
  Исследования индивидуального стиля деятельности в русле концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина определяют содержание интегрального подхода к изучению данного явления (Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин).
  Целостную характеристику индивидуальных свойств человека В.С. Мерлин обозначил понятием «интегральная индивидуальность». Теория интегральной индивидуальности возникла в русле дифференциальной психофизиологии и имеет следующие особенности:
  1. Интегральная индивидуальность является саморазвивающейся и самоорганизующейся системой, состоящей из относительно замкнутых подсистем метасистемы «человек-общество».
  2. Интегральная индивидуальность - это не совокупность особых качеств и свойств человека, а индивидуально-своеобразный характер связи между всеми его свойствами, т. е. это целостная характеристика индивидуальности человека.
  3. Интегральная индивидуальность - это динамическая система активной адаптации человека к конкретным условиям среды.
  В.С. Мерлин выделяет следующие иерархические уровни интегральной индивидуальности:
  1. Система индивидуальных свойств организма.
  1.1. Биохимические свойства.
  1.2. Общесоматические свойства
  1.3. Свойства нервной системы (нейродинамические).
  2. Система индивидуальных психических свойств.
  2.1. Психодинамические свойства (темперамент).
  2.2. Психические свойства личности.
  3. Система социально-психологических индивидуальных свойств.
  3.1. Социальные роли в социальной группе и коллективе (отношения личности, личностный статус).
  3.2. Социальные роли в социально-исторических общностях (класс, народ).
  Свойства человека находятся между собой в особой зависимости, организованы в подсистемы и структурированы по иерархическому принципу. При этом каждый уровень интеграции свойств конкретного человека определяется уникальным сочетанием его свойств выше- и нижележащего уровней в силу разнообразных связей между ними.
  Между свойствами одного иерархического уровня интегральной индивидуальности существуют однозначные статистические связи (одноуровневые), которые характеризуют систему свойств как относительно замкнутую. Между свойствами разных уровней интегральной индивидуальности существуют много-многозначные связи, которые характеризуют систему как открытую для воздействия. Оба типа связей меняются в процессе выполнения деятельности и на протяжении жизни. На начальных этапах овладения деятельностью в структуре индивидуального стиля важную роль играют психо- и нейродинамические свойства, по мере ее развития возрастает значение свойств личностного уровня.
  Становление интегральной индивидуальности и индивидуального стиля деятельности взаимосвязано, при этом индивидуальный стиль деятельности рассматривается как психологическая система, опосредующая взаимодействие индивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. Индивидуальный стиль деятельности выступает в качестве механизма интеграции разных уровней индивидуальности и важнейшего условия ее развития. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
  1. Наличие «зоны неопределенности» деятельности: возможность осуществления объективных требований деятельности при помощи различных промежуточных целей, операций, движений. Успех деятельности в данном случае будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения, в котором можно учесть собственные преимущества и добиться эффективного выполнения поставленных целей.
  2. Наличие «зоны определенности» деятельности: осуществление объективных требований деятельности в соответствии с принятыми нормативами.
  3. Наличие мотивов выбора способов деятельности, наиболее соответствующих особенностям человека.
  Согласно системогенетическому подходу (В.Д. Шадриков), в основе формирования индивидуального стиля деятельности лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда, которая содержит:
  1. Блок мотивов деятельности.
  2. Блок целей деятельности.
  3. Блок программы деятельности.
  4. Блок принятия решения.
  5. Блок профессионально важных качеств.
  На основе освоения нормативно одобряемой деятельности происходит ее индивидуализация по следующим направлениям:
  1. Функциональная настройка отдельных психических функций в соответствии с требованиями деятельности приводит к развитию индивидуального способа деятельности.
  2. Индивидуальный способ деятельности приобретает своеобразие в зависимости от качеств субъекта труда, что приводит к развитию индивидуального стиля деятельности.
  Таким образом, индивидуальный стиль является следствием преломления деятельности сквозь призму личностных качеств, выступает результатом развития психологической системы деятельности.
  В.А. Толочек отмечает, что индивидуальный стиль деятельности формируется не только под влиянием свойств индивидуальности субъекта, но и в зависимости от организационной среды, в которой протекает деятельность, а также от стилей и особенностей поведения людей, с которыми взаимодействует данный субъект деятельности. Автор рассматривает индивидуальный стиль деятельности как целостную систему психологических средств наилучшего (с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности ее процесса для субъекта) уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности .
  Данная система включает в себя используемые действия, приемы, характерные для данного индивида, а также отвергаемые им как неудобные и некомфортные. В процессе деятельности способы ее выполнения могут меняться, но некоторая ее устойчивая часть сохраняется. Стиль меняется в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, к среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, но при этом существуют универсальные особенности стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды и деятельности.В целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, имеющая определенные качественно-количественные границы, в частности границы субъектно удобных и неудобных способов, режимов работы, эффективных и неэффективных приемов деятельности.
  В рамках типологического подхода в структуре индивидуального стиля деятельности Е. А. Климов выделяет следующие компоненты:
  I. Ядро (способы индивидуализации деятельности, которые реализуются на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы):
  A. Типологические особенности, обеспечивающие успешное выполнение деятельности.
  B. Типологические особенности, противодействующие успешному выполнению деятельности.
  Одна и та же типологическая особенность субъекта деятельности может быть как благоприятствующей, так и противодействующей успешности деятельности в зависимости от характера требований.
  II. Пристройка к ядру (способы индивидуализации деятельности, которые формируются в процессе поиска личностью путей успешного выполнения деятельности):
  В. Формирование компенсаторных механизмов в структуре типологических особенностей, противодействующих успешному выполнению деятельности (компенсация составляющей «Б»).
  Г. Максимальное использование типологических особенностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности (усиление составляющей «А»).
  В соответствии с данной структурой механизм формирования индивидуального стиля деятельности включает в себя:
  1. Выделение конкретной системы «субъект-объект» и определение того, что должно быть сформировано у субъекта в процессе взаимодействия с объектом.
  2. Определение условий, от которых зависит достижение желаемого результата.
  3. Выделение содержания типологических особенностей, противодействующих успешному выполнению деятельности (элемент «Б»).
  4. Выделение содержания типологических особенностей, благоприятствующих успешному выполнению деятельности (элемент «А»).
  5. Определение способов формирования элементов «В» и «Г».
  Е.А. Климов обращает внимание на тот факт, что не все люди оказываются в состоянии самостоятельно найти свой индивидуальный стиль деятельности. Задача профессионального обучения состоит в том, чтобы помочь человеку найти наиболее подходящий, наиболее выгодный для него стиль работы, а не стараться сделать всех обучаемых на одно лицо посредством стандартизации приемов и способов работы.


 
© www.txtb.ru