|
7.3.3. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СССР В СЕРЕДИНЕ 50-Х - СЕРЕДИНЕ 80-Х ГОДОВ
Развитие культуры в период «оттепели» В развитии культуры в конце 50-х - начале 60-х гг. проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культуре отличался прежним стремлением поставить ее на службу административнокомандной системе. Но общий процесс обновления сказался и на оживлении культурной жизни. Большое влияние на культурную политику оказывал лично Н.С. Хрущев. Он стремился привлечь на свою сторону широкие круги интеллигенции, но рассматривал ее, в особенности художественную интеллигенцию, в качестве «автоматчиков» партии, о чем он прямо сказал в одном из своих выступлений. Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее. Одновременно ремесленные и фабрично-заводские училища были реорганизованы в ПТУ, и был увеличен до 11 лет срок обучения в полной средней школе, выпускникам которой вместе с аттестатом выдавалось свидетельство о приобретенной профессии. Однако отсутствие необходимой материально-технической базы и кадров в средних школах не позволило добиться ожидаемых результатов. Существенно увеличился выпуск специалистов высших учебных заведений. В 1958-1959 учебном году советские вузы выпустили почти в три раза больше инженеров, чем высшая школа США, вместе с тем качество подготовки в школе и вузе стало снижаться прежде всего за счет понижения требований к преподавательскому составу. В 1959 г. 39% рабочих и 21% колхозников имели среднее и даже высшее образование, тогда как в 1939 г. среди лиц физического труда такое образование имело лишь 4,3%. Увеличилось число научных учреждений - до 3,2 тыс. в 1958 г. Произошла реорганизация Академии наук, из ведения которой были изъяты учреждения, разрабатывающие прикладную тематику. Одновременно создавались институты и лаборатории проблемно-теоретического характера, особенно много в области физико-математических наук. В мае 1957 г. правительство приняло решение о создании на востоке страны крупного научного центра - Сибирского отделения АН СССР. Началось строительство в районе Новосибирска научного городка, вскоре ставшего крупнейшим в стране исследовательским центром. В 1957г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. В 1956 г. в Дубне был создан крупный международный исследовательский центр - Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили работы советских физиков - академиков Л.Д. Ландау, М.А. Леонтовича, А.Д. Сахарова, И.Е. Тамма, Н.Н. Боголюбова. Началось производство отечественной вычислительной техники. Важное теоретическое и прикладное значение имели работы академиков Л.А. Арцимовича, М.В. Келдыша, М.А. Лаврентьева, нашедшие применение в области теории ядерного синтеза, теории поля, гидродинамике, аэродинамике и других областях науки. В период «оттепели» отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». Создаются новые творческие союзы: Союз работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР. Оживлению культурной жизни способствовали публикации литературно-художественных журналов «Дон», «Иностранная литература», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник», «Нева», «Новый мир», «Юность». В эти годы в литературу пришло новое поколение писателей и поэтов, которых позднее стали называть «шестидесятниками». Среди них поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, драматург В. Розов, песенники Ю. Визбор, А. Якушева и целая плеяда бардов. Их объединяла общая гражданская позиция: честность, смелость, неравнодушие ко всем болевым проблемам общества. В художественной культуре тех лет сформировались определенные центры, ставшие оплотом новых исканий в литературе, театре, кинематографе. Одним из таких центров стал литературнохудожественный журнал «Новый мир», главным редактором которого был А. Т. Твардовский. Журнал стал рупором самых злободневных проблем современности. Как редактор и гражданин Твардовский пытался изменить не только характер современной литературы, но и внести в жизнь начала демократии и гласности. В журнале удалось напечатать первые произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка», ставшие классикой русской литературы ХХ века. Когда «оттепель» пошла на убыль, деятельность «Нового мира» стала встречать все больше препятствий и в 1970 г. его редколлегия была распущена. Другим таким центром стали молодые театры «Современник» (1957, гл. режиссер О. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964, гл. режиссер Ю. Любимов), Большой драматический театр в Ленинграде (гл. режиссер Г.А. Товстоногов). Укреплению международных культурных контактов послужили впервые проведенные в Москве Международный фестиваль молодежи и студентов (1957), Международный конкурс музыкантов им. П.И. Чайковского (1958) и Международный кинофестиваль. В быт людей входило телевидение. Телевизоры были редкостью, их смотрели вместе с друзьями, знакомыми, соседями, оживленно обсуждали передачи. В кино утвердился новый тип героя - простой, обыкновенный человек, привлекательный своим нравственным обликом. Создатели фильмов стремились донести до зрителя правду жизни, историческую правду. В то время были созданы прекрасные фильмы: «Весна на Заречной улице», «Дело было в Пенькове», «Девчата», «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Судьба человека». Новую жизнь приобрели лирические песни, особенно жанр «авторской песни», в которой смыкалось профессиональное и самодеятельное творчество. В песнях Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, А. Галича создавался образ романтика и мечтателя. В изобразительном искусстве утвердился «суровый стиль», сочетавший весомую, грубоватую правду повседневности с романтическими тенденциями (П. Никонов, В. Попков, А. и П. Смолины, Н. Андронов). Однако, отмечая прогрессивные явления культурной жизни страны, нельзя забывать о ее проблемах, противоречиях и ограниченности. Своеобразными «чистилищами» для деятелей культуры были встречи с руководителями партии и правительства (1957, 1962, 1963). На них идеологически жестко разбиралось творчество мастеров, давались некомпетентные оценки, навешивались ярлыки. Тон во всем этом задавал Н.С. Хрущев, который в грубой форме требовал от деятелей культуры четкого выполнения генеральной линии партии. В стране ширилось диссидентское движение. Издавалась «самиздатовская» литература, например, журнал «Синтаксис» (редактор - поэт Е. Гинзбург, осужденный в 1960 г.).
Постепенно вводятся официальные ограничения, и усиливается регламентация самого процесса художественного творчества со стороны представителей партийно-государственной номенклатуры. Еще в 1957 г. подвергся публичному осуждению роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», остро ставивший вопросы чести и достоинства человека, открывший в советской литературе тему репрессий. Но самым драматичным событием культурной жизни конца 50-х годов стало гонение на Б.Л. Пастернака. Поэт и прозаик Б. Пастернак в течение многих лет работал над романом о революции и гражданской войне «Доктор Живаго». Стихи из этого романа были напечатаны в советских журналах еще в 1947 г. Однако сам роман автору напечатать не удавалось, так как цензоры усматривали в нем отступления от «социалистического реализма». Рукопись «Доктор Живаго» попала за границу и была напечатана в Италии. В 1958 г. Б. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе за этот не напечатанный в СССР роман. Это вызвало осуждение Пастернака со стороны Суслова, Хрущева. Развернулась кампания бичевания Пастернака. Он был исключен из Союза писателей. Не увидели свет и такие выдающиеся произведения как поэмы А. Твардовского «Теркин на том свете» и «По праву памяти», романы В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А . Бека «Новое назначение», А . Солженицына «Раковый корпус» и «В круге первом».
Однако при всей своей противоречивости и непоследовательности «оттепель» стала важным этапом общественного и культурного развития страны. Она явилась попыткой прорыва к демократии, поворота к человеку, к его запросам и стремлениям. Советская культура в 60-е - первой половине 80-х гг. В условиях научно-технического прогресса особое значение приобретала налаженная система подготовки квалифицированных кадров, в том числе ее основа - народное образование. В 1966 г. был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию. С 1978 г. введено бесплатное обеспечение учебниками учеников младших классов. Возросло число вузов. В 70-е годы были открыты университеты в Калинине (Твери), Тюмени, Челябинске и других городах. К началу 80-х гг. насчитывалось 866 вузов. В них обучалось свыше 5 млн. человек. По количеству специалистов, имеющих высшее образование, СССР занимал одно из ведущих, мест в мире. Но престиж многих интеллектуальных профессий (инженера, учителя, врача и др.) был невысок, что находило отражение в их заработной плате. Неравномерно развивалась и наука. Как и прежде, советские ученые занимали ведущие позиции по многим направлениям фундаментальных исследований в области математики, физики, естествознания. В начале 70-х годов были открыты Уральский и Дальневосточный центры АН СССР. Показателем высоких достижений являлись успехи в освоении космоса и разработке новинок вооружения. В 60-х - начале 80-х гг., СССР произвел множество запусков пилотируемых кораблей, осуществил запуск на Луну космического автомата «Луноход». Период 70-х - первой половины 80-х гг. был сложным и неоднозначным в развитии художественной культуры страны. Следствием процессов, происходивших в обществе, стало своеобразное расслоение культуры на два пласта: официальную культуру, поддерживаемую государством, и неофициальную - не признаваемую им. С одной стороны, государственное финансирование объективно стимулировало развитие литературы, кино и других видов искусства, позволяло развивать материальную базу культуры. С другой - происходило мелочное, часто некомпетентное вмешательство в творческий процесс, навязывание идеологических штампов, вкусов руководства. Несмотря на давление сверху в художественной литературе появились интересные произведения прежде всего о Великой Отечественной войне и проблемах деревни, созданные В.П. Астафьевым, Ю. В. Бондаревым, К. Д. Воробьевым, В. Г. Распутиным, В. Солоухиным и другими. Во многих из них поднимались острые социальные вопросы. Большой общественный резонанс вызвали произведения Ю. Трифонова «Обмен», «Дом на набережной», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», А. Битова «Сад», «Дачная местность». Заметным явлением в литературе этих лет стала «деревенская проза», представленная такими произведениями, как «Привычное дело» В. Белова, «Пряслины» Ф. Абрамова, «Мужики и бабы» Б. Можаева. В этих произведениях нашли отражение судьбы и мысли простых людей, их взаимосвязь с историей своего народа, с природой, поиск нравственных ориентиров. Особое место в искусстве заняли книги и фильмы В. Шукшина, с его своеобразным видением мира, отразившем перелом в социально-психологическом состоянии миллионов людей, переходящих от традиционного сельского образа жизни к городскому. Издаются книги поэтов М. Дудина, М. Луконина, А . Межирова, С. Орлова, О. Бергольц, Ю. Друниной, Р. Гамзатова. Получает признание творчество А. Вознесенского и Р. Рождественского. Однако не у всех поэтов судьба складывается благополучно, как, например, у В. Высоцкого, книги которого увидели свет лишь в 80-90-е гг. Борьбу за идеалы гуманизма, свободу мысли и творчества вел театр. Такие спектакли, как «Соло для часов с боем», «Заседание парткома» во МХАТе, «А зори здесь тихие», «Гамлет» в Театре на Таганке и другие вышли за рамки только культурной сферы, стали заметным явлением общественной жизни страны. В театрах ставились как классические, так и пьесы современных авторов: А . Арбузова, Г. Бокарева, А. Вампилова, А Гельмана, В. Розова. Подлинным кумиром публики был А. И. Райкин. Его сатирические спектакли являлись образцом бескомпромиссной борьбы с пошлостью, бюрократизмом, безнравственностью. В 60-70-е гг. в кино и на телевидении были экранизированы почти все наиболее значительные произведения Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, Пушкина, Лермонтова. Стали известными и в других странах фильмы С. Бондарчука, С. Ростоцкого, Э. Рязанова. Пользовался успехом во всем мире советский балет, в котором блистали Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая. В живописи преобладал разрешенный властями социалистический реализм, продолжают работать Ю. Пименов, А. Пластов, П. Корин, Т. Яблонская, заявляет о себе И. Глазунов. Другие стили подвергались постоянным гонениям, работавшие в иных манерах художники, были обречены на безвестность на родине и сбывали свои картины иностранцам. В 1974 г. была разогнана выставка художников-авангардистов, получившая название «бульдозерной». Архитектура 60-80-х гг. обслуживала установку на массовую застройку, символом которой стал московский микрорайон Черемушки. Хотя при этом были реализованы отдельные архитектурные проекты, не уступавшие мировому уровню, например здание аэропорта «Пулково» в Ленинграде (архитекторы А.С. Жук, Ж.А. Вержбицкий). Заметным явлением музыкальной жизни стали произведения А. Петрова, Г. Свиридова, A. Хачатуряна, Т. Хренникова. Были популярны песни А. Бабаджаняна, А. Пахмутовой, Д. Тухманова, Р. Паулса и др. Наряду с традиционной исполнительской школой эстрадной музыки широкое распространение получили выступления многочисленных вокально-инструментальных ансамблей и групп («Песняры», «Самоцветы», «Веселые ребята», «Цветы» и др.). Много талантливых спектаклей, книг, кинофильмов и других художественных произведений с трудом доходило до зрителя. Началом духовной реакции стало судебное преследование в 1965-1966 гг. писателей Юлия Даниэля и Андрея Синявского за публикацию за границей литературных произведений. Из газет, журналов стали увольнять прогрессивно мыслящих редакторов, журналистов. Ужесточилась цензура. Конец 60-х - начало 70-х годов ознаменовался травлей многих советских историков, чьи работы не вписывались в каноны официальной идеологии. Литературные произведения, неугодные режиму, не публиковались. Кинофильмы оставались на полках, не доходя до широкого зрителя. Жесткому контролю со стороны Министерства культуры подвергалась театральная деятельность. В разное время были лишены гражданства и оказались за границей будущие лауреаты Нобелевской премии поэт И. Бродский и писатель А. Солженицын, писатели В. Войнович, Г. Владимов, В. Некрасов, режиссер Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тарковский, художники О. Целков и М. Шемякин, музыкант М. Ростропович. Не исполнялись на Родине произведения А. Шнитке. Многие представители литературы и искусства вынуждены были находить пласт неофициальной культуры, которая объективно становилась культурой протеста. Она проявлялась прежде всего в той сфере, которую невозможно было контролировать и где было большое число технических возможностей для распространения. Таким жанром стала авторская песня, а ее признанными лидерами - Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий. Своеобразным пластом неофициальной массовой культуры стала рок-музыка. В текстах, исполняемых многочисленными «подпольными» рок-группами, песен звучал протест, несогласие с фальшью, провозглашалась свобода. Широкое распространение в среде интеллигенции получил «самиздат». Функционировали машинописные журналы: «Метрополь», «Вече», «Память», «Поиски» - в Москве, «Сигма», «37», «Часы» - в Ленинграде, «Украинский вестник» - на Украине, «Золотое руно» - в Грузии. В них печатались произведения М. Булгакова, В. Шаламова, А. Солженицына, А. Галича, B. Высоцкого и др. Период 70-х - первой половины 80-х годов называют «застойным». Однако к художественной культуре это понятие однозначно применить нельзя. Лучшие традиции отечественной культуры продолжали развиваться в произведениях истинных мастеров как признанных, так и непризнанных официально.
|
|