Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.9.1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ

  Сразу после Октябрьской революции партия большевиков и советское правительство приняли меры по централизации управления культурой и искусством. С этой целью создается Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос). Во главе его до I929 г. был А.В. Луначарский. В первые же месяцы был осуществлен ряд мер, предложенных и подготовленных до 1917 г.: введение нового календаря, реформа русского алфавита, переход к единой трудовой школе (в основе последнего решения лежал проект 1915 г.). Одновременно выдвигались грандиозные, но нереальные, особенно в тех условиях, проекты: издание библиотеки всемирной литературы, план монументальной пропаганды (сооружение памятников нескольким десяткам выдающихся мыслителей мира по специально утвержденному списку).
  1917-1920 гг. стали для деятелей российской культуры временем политического раскола, больших надежд для одних, глубокого разочарования в идеалах революции и ненависти к ней для других, суровых испытаний для всех. Подавляющее большинство интеллигенции с воодушевлением встретило февраль и осудило октябрь 1917 г. В годы гражданской войны часть интеллигенции активно сотрудничала с большевиками: С. Есенин, В. Маяковский, А. Серафимович, биолог К.А. Тимирязев. Другие заняли столь же непримиримую позицию, сочувствуя «белому движению»: И. Бунин, 3. Гиппиус, А. Куприн, A. Толстой. Большинство интеллигенции, не примыкая окончательно ни к одной из противоборствующих сил, заботилось о сохранении культурных ценностей и собственном выживании. Подлинными героями гражданской войны были поэт М. Волошин, писатели В. Короленко и М. Горький, стремившиеся спасать людей от ЧК и белой контрразведки, независимо от их политических позиций.
  Годы революции для культуры - это переплетение разнонаправленных процессов: уничтожение и спасение культурных ценностей, гибель ее деятелей от голода и расстрелов (умерли от лишений академики - лингвист А. Шахматов, историк А. Лаппо-Данилевский и др., расстрелян историк Великий Князь Николай Михайлович) и «взрыв творчества» на всей территории страны (создание Институтов физико-технического, радиевого, оптического, экспериментальной биологии и других в Советской России, Украинской Академии Наук при гетмане Скоропадском, Института исследования Сибири при Колчаке и др.).
  В первые послереволюционные годы популярностью пользовалась идея особой пролетарской культуры. Для ее воплощения был создан Пролеткульт (Союз пролетарских культурно­просветительных организаций). Среди его руководителей и теоретиков были А.А. Богданов, Ф. И. Калинин, П. И. Лебедев-Полянский, В. Ф. Плетнев. Они стремились изолировать Пролеткульт от широких масс, создать особую пролетарскую культуру, отрицая культурное наследие прошлого. С их идеями смыкалась теория так называемого производственного искусства, выразителями которой явились B. И. Арватов, О.М. Брик, А.М. Ган. Они отрицали всякую преемственность культуры.
  Государственную поддержку получало, прежде всего, агитационно-массовое искусство: организация массовых празднеств на улицах и площадях, создание специальных агитационных поездов и пароходов, самодеятельных театральных студий, выпуск политических плакатов (художники В. Дени, Д. Моор, М. Черепных, поэты Э. Багрицкий, ДБедный, В. Маяковский и др.), фарфоровой посуды с революционными надписями и лозунгами.
  Развитие культуры в СССР в 20-30 гг. определялось политическими и экономическими приоритетами правящего режима. Одной из важнейших целей идеологии большевиков была идея переделки самого человека, формирование человека коммунистического будущего. Поэтому на протяжении 20-х гг. образование, наука и искусство постепенно ставятся под все более жесткий партийно­государственный контроль. Эта политика получила официальное название «культурной революции». Под ней понималось «создание социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии, создание социалистической культуры, перестройка быта». Культурная революция имела две цели:
  • идеологическую - формирование «нового» человека, что утопично;
  • модернизационную.
  В 20-30 гг. государство ведет активную борьбу с церковью как организацией и с религиозностью населения. В начале 30-х гг. была объявлена «пятилетка безбожия». Она сопровождалась массовыми репрессиями духовенства всех конфессий, закрытием большинства храмов, мечетей и синагог. В этих условиях возникла так называемая «катакомбная церковь» — не зарегистрированные общины верующих, скрывавшие свою духовную деятельность от властей.


 
© www.txtb.ru