|
5.4.3. ОБРАЗОВАНИЕ СССР
На основе «Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917 г. на территории бывшей Российской империи образовался целый ряд независимых национальных государств. В годы гражданской войны в стране складывается военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей советских республик издал декрет «Об объединении Советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. В большинстве советских социалистических республик к 1921-1922 гг. у власти находились национальные коммунистические партии, входившие в состав единой РКП(б). В каждой из республик действовали своя конституция, органы государственной власти и управления. В 1921-1922 гг. началось экономическое и политическое объединение советских республик в федеративный союз. Оно проходило в форме заключения соглашений и союзных договоров между РСФСР и другими республиками. Однако эта система оказалась недостаточно эффективной, что привело к возникновению конфликтов между руководством РСФСР и ряда республик (Украины, Грузии). В августе 1922 г. по предложению Политбюро ЦК была создана комиссия ля подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей. В комиссию входили: В. Куйбышев, Г. Орджоникидзе, Х. Раковский, Г. Сокольников и представители национальных республик - по одному от каждой. Сталин подготовил проект резолюции, предусматривавший вхождение Украины, Белоруссии, закавказских республик в РСФСР на правах автономных республик. Вопрос об остальных республиках оставался открытым. Сталинская резолюция получила название проект автономизации. ВЦИК и СНК РСФСР становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР. Проект Сталина был разослан для обсуждения в ЦК компартий республик. Его одобрили ЦК КП Азербайджана и Армении. Против выступил ЦК Грузии, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично хозяйственной деятельности. ЦК КП Белоруссии высказался за сохранение существующего положения. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины. На заседании комиссии 23 и 24 сентября 1922 г. (под председательством В. Молотова) принимается проект Сталина. Материалы обсуждения были направлены Ленину, который из-за болезни отошел от руководства страной и находился в своей резиденции в Горках. Ленин, сторонник федеративного устройства государства, заставил Сталина изменить подготовленный проект. Согласно ленинской точке зрения новое многонациональное государство можно создать только как добровольное объединение советских республик на основе их полного равноправия и суверенности. На Пленуме ЦК РКП(б) в октябре 1922 г. был принят ленинский проект. Показателем остроты борьбы по вопросу о принципах объединения республик в союзное государство стало так называемое «грузинское дело». Рассмотрим его подробнее. В марте была образована Закавказская советская федеративная социалистическая республика (ЗСФСР), в состав которой вошли Грузия, Армения и Азербайджан. Закавказский крайком партии возглавлял большевик Г. Орджоникидзе, который, как и Сталин, считал, что Закавказская федерация должна войти в Союз как автономная единица. Это вызвало серьезное возражение значительного большинства ЦК КП Грузии: Ф. Махарадзе, Б. Мдивани и других. Они предлагали, чтобы Грузия, Армения и Азербайджан вошли в Союз как самостоятельные республики. Это вызвало возмущение Г. Орджоникидзе, который назвал руководство КП Грузии «шовинистической гнилью», Мдивани - «спекулянтом, духанщиком», председателю ЧК К. Окуджаве грозил расстрелом. В выражениях не стеснялась и другая сторона: А. Кабахидзе назвал Орджоникидзе «сталинским ишаком», за что получил пощечину. В ответ на это в конце октября 1922 г. ЦК КП Грузии коллективно подал в отставку. В ноябре 1922 г. была образована комиссия во главе с Ф. Дзержинским для срочного рассмотрения сложившейся ситуации. Комиссия одобрила линию Орджоникидзе и осудила позицию ЦК КП Грузии. Ленин осудил линию Орджоникидзе, охарактеризовав ее как «великорусский шовинизм». Таким образом, в огромной многонациональной стране давали о себе знать как федералистские устремления одних, так и унитарные других. Актом учреждения Союза ССР стал договор, заключенный между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия, Азербайджан). Они образовали новое государство: Союз Советских Социалистических Республик. Договор устанавливал разграничение компетенций между новыми правительственными органами Союза ССР и республиканскими органами. Подписанный 27 декабря, 30 декабря 1922 г. договор был одобрен I Всесоюзным съездом советов. Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет СССР, который, по предложению В.И. Ленина, должен был иметь четырех председателей (М. И. Калинин, Н.Н. Нариманов, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков). В 1922-1924 гг. продолжалась разработка основ государственного устройства СССР. Развернулась интенсивная деятельность по формированию основ советской «законности и правопорядка», призванных прийти на смену «беззаконию» «военного коммунизма». В течение 1922 г. подготовлены и утверждены Уголовный и Гражданский кодексы, проведена судебная реформа (упразднены ревтрибуналы, административное судопроизводство, учреждались и регламентировались прокуратура, адвокатура) и конституционно закреплена цензура. ВЧК времен гражданской войны была преобразована в Государственное Политическое Управление (ГПУ), а затем в ОГПУ при СНК СССР. 31 января 1924 г. была принята Конституция СССР, состоявшая из двух разделов: 1) Декларация об образовании СССР; 2) Договор об образовании СССР. Согласно Конституции за каждой республикой сохранялось право свободного выхода из Союза, территория любой республики не могла быть изменена без ее согласия. У республик имелись свои органы управления и свои Конституции, но значительные полномочия, такие как международное представительство, оборона, внутренняя передавались союзным органам. Высшим органом власти по Конституции был Съезд Советов Союза. Его выборы проходили на основе непрямого избирательного права с ограничительными цензами, установленными государством. Местные Советы избирались непосредственно мужчинами и женщинами старше 18 лет. Исключение составляли некоторые категории лиц, отстраненные от участия в выборах еще в 1918 г. При пирамидальной системе каждый Совет выбирал затем делегатов (от города в пять раз больше, чем от деревни) в более крупный Совет - района, области, республики, а затем на съезд Советов Союза, созывавшийся раз в два года. Съезд Советов Союза передавал свои полномочия Центральному Исполнительному Комитету (ЦИК), состоящему из двух законодательных палат: Совета Союза (примерно 400 человек, представляющих союзные республики пропорционально населению) и Совета Национальностей (приблизительно 130 человек, по 5 от автономных округов или союзных республик и по одному от автономного округа, что компенсировало численное преимущество РСФСР в Совете Союза). Собираясь три раза в год, ЦИК передавал свои полномочия постоянным параллельным органам: Президиуму ЦИК (первоначально состоящему из 21 человека) и Совету Народных Комиссаров (Совнаркому), исполнительному и административному органу, наделенному еще и некоторыми законодательными функциями. Народные комиссары руководили отраслями народного хозяйства. По Конституции были созданы три вида комиссариатов: союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи); унифицированные, существующие одновременно на союзном и республиканском уровнях (экономические и социальные вопросы); и республиканские, которые рассматривали дела, не входившие в компетенцию Союза и объединенных органов (внутренние дела, юриспруденция, народное образование). ГПУ имело статус союзного комиссариата. Основные предпосылки ликвидации фактической самостоятельности республик были заложены уже в первой союзной Конституции. Например, статья 19 гласила, что все декреты, издаваемые союзным ЦИКом, обязательны к исполнению на всей территории СССР. Сталин вынужденный отказаться от идеи автономизации, проводил в жизнь ленинскую федеративную политику, в основе которой была общая для Ленина и Сталина концепция мирового СССР, диктатуры пролетариата, однопартийного режима. СССР, провозглашенный как федеративное государство, имел черты государства унитарного. В 20-е годы в СССР произошли многочисленные территориальные изменения. На территории Средней Азии возникли Туркменская и Узбекская ССР, вступившие в 1925 г. в СССР, и Киргизская АССР в составе РСФСР. В 1929 г. от Узбекистана отделился Таджикистан. В 1924 г. ряд районов с преобладанием белорусского населения был передан из РСФСР и БССР. В первой половине 20-х годов в составе РСФСР были образованы автономные республики - немцев Поволжья, Бурят-Монгольская и др. Аджарская и Абхазская автономные республики появились в Грузии. В Азербайджане права автономии получили Нахичевань (АССР) и Нагорный Карабах (АО). В составе УССР образовалась Молдавская АССР. С самого начала в национально-государственном политика СССР отличалась противоречивостью и непоследовательностью. В 1921-1922 гг. большинство национальных коммунистических партий были очищены от «подозрительных элементов». В Туркестане местные партийные организации потеряли 75% коммунистов, в Грузии - 38%, в Армении - 27%. Русские составляли 55% вступивших в компартию Украины в 1922 г. Желая уничтожить традиции неславянского населения, центральные власти начали активно бороться законодательно и на практике с «пережитками феодального и первобытно-общинного строя». Ряд декретов устанавливал минимальный возраст для вступления в брак, необходимость согласия жениха и невесты, отменял калым, похищение невесты, многоженство. В противовес религиозным и светским судам создавались народные суды. Что касается религии, то к мусульманам вначале относились с большей терпимостью, чем к православным. В декабре 1917 г. правительство гарантировало мусульманам, что их не будут преследовать как при царском режиме. Им предоставлялась свобода веры и гарантировалась неприкосновенность культовых сооружений и предметов, что подтверждалось республиканскими конституциями 1922-1923 гг., по которым служители культа наделялись равными со всеми правами. Тем не менее, во второй половине 20-х годов власти изменили свою позицию: конфисковывали имущество, принадлежащее мечетям и медресе, в 1927-1928 гг. уничтожили традиционные суды и своды законов обычного права, стали закрывать медресе. Начав общее наступление на религию, культурные и социальные традиции, унаследованные от прошлого, центральные власти провели настоящую «революцию в письменности» (десятки тюркских языков перешли на латинский алфавит), расширили сеть школ, способствовали распространению печатных органов на местных языках. Таким образом, уже в первое десятилетие советской власти допускались серьезные просчеты в национальной политике.
|
|