Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.7.2. ЛИТЕРАТУРА

  В конце XIX - начале ХХ века в литературной жизни шла напряженная борьба между представителями разных направлений: приверженцами критического реализма и модернистских направлений: символизма, акмеизма, футуризма и других течений.
  На конец XIX - начало ХХ века приходится последний период жизни и творчества Л. Н. Толстого (1828-1910). В 1900-1904 гг. он написал драму «Живой труп», которая до сих пор идет на сценах театров, повесть «После бала», «За что?», «Хаджи Мурат». За обличительную критику официальной церкви в романе «Воскресение» (1899) Толстой был в 1901 г. отлучен от церкви. В свои 80 лет писатель напечатал статью «Не могу молчать» (1908), в которой выступил против смертных казней, имевших место в революционной и послереволюционной России. До конца своих дней Толстой исповедовал одну мораль - непротивление злу насилием, считая, что одно насилие порождает другое. Последователей толстовской морали стали называть «толстовцами».
  К этому же периоду относится основной этап творчества другого гения отечественной литературы А.П. Чехова (1860-1904).
  В конце XIX - начале ХХ века расцвел талант великих русских писателей А. М. Горького, И. А. Бунина, А. И. Куприна, В. В. Вересаева, Л. Н. Андреева, А. Н. Толстого.
  А.М. Горький (1868-1936) выступил не только как талантливый беллетрист, публицист, критик, но и как видный организатор творческих сил. С 1904 г. начали издаваться сборники товарищества «Знание», вокруг которого он собрал многих известных писателей и поэтов России. Книги сборника имели большой успех у широких читательский масс. До 1913 г. вышло 40 книг сборника, в которых увидели свет пьесы М. Горького «Дачники», «Дети Солнца», «Варвары» «Враги»; повести Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех», «К звездам»; А. Куприна - «Поединок», В. Вересаева - «На войне» и многие другие.
  В конце XIX века на литературном небосклоне взошла звезда И.А. Бунина (1870-1953) - одного из последних классиков русской поэзии и прозы, выдающегося стилиста, в котором видели наследника Тургенева и Чехова, тонкого и проникновенного певца природы. Ведущей темой бунинской прозы была сельская Русь: и крестьянская и дворянская. Наибольшую известность из произведений начала ХХ в. приобрели повести «Деревня», «Суходол», многие рассказы.
  Новые течения начала века - символизм, акмеизм, футуризм - явились следствием усиленных поисков новых духовных ценностей.
  Символизм - направление в европейском искусстве конца XIX - начала ХХ века, в котором стремились с помощью символов выразить идеи, находящиеся за пределами чувственного восприятия, отразить идеальную сущность мира. Символисты на место конкретного художественного образа поставили символ - словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определенной точки зрения - религиозной, революционной и др.
  Звание «пионера русского символизма» история литературы присваивает Н. Минскому (Н.М. Виленский, 1855-1937). Он опубликовал один из ранних манифестов русского модернизма «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни» (1890). Автор писал о тщетности и тленности всего перед лицом неизбежной смерти. В 1892 г. писатель Д. Мережковский (1865-1941) создал поэтический сборник «Символы». Он писал: «Три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности». К символистам первой волны относились также писатель Ф. Сологуб, поэты В. Брюсов, К. Бальмонт, З. Гиппиус. В начале века появились новые представители этого течения - младосимволисты Андрей Белый, А. Блок и др.
  Вершина русского символизма - творчество А. Блока. Он хотел, чтобы его творчество рассматривалось как единый роман в стихах. Блок разделил свою поэзию на три тома. В первом томе преобладает белый цвет. Он посвящен Прекрасной Даме. Во втором томе доминирует синий. Синий цвет - символ надрыва, крушения идеала, веры. Это книга о Незнакомке. В третьем томе преобладает красный - цвет крови и пламени, цвет российской трагедии.
  Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) - течение в русской поэзии 1910-х гг. (А. Ахматова, С. Городецкий, Н. Гумилев, М. Кузмин, О. Мандельштам), провозгласившее освобождение от символистских стремлений к «идеальному», возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова. Акмеизм возник как реакция на символизм. Акмеисты стремились вернуть поэзию к первичным основам: к человеку, его подлинным чувствам, предметности реального мира.
  Футуризм - авангардное направление в европейском искусстве 1910-1920-х гг., отрицавшее традиционную культуру, ее нравственные и художественные ценности, стремившееся создать «искусство будущего». Лозунгом футуристов было освобождение от старой культуры. Разбивая установившийся канон форм. Они искали новые ритмы, высмеивали академические рифмы, смело вводили ассонанс и другие созвучия, создавали новые слова, а иногда подменяли их сочетанием звуков. Футуристами были Игорь Северянин (И.В. Латарев, 1887-1941), В. Хлебников (1885-1920), В. Каменский (1884-1961). В 1912 г. в печати впервые появились стихи В. Маяковского (1893-1930), который сразу выделился из футуристической сферы острым и трагически окрашенным талантом.
  Существовали и другие модернистские направления поэтического творчества. Всех их объединяло обостренное внимание к общественной проблематике, вопросу о судьбе культуры, поиски новых литературных форм, стихотворных структур, перестройка образной системы, развитие поэтического языка, направленность против реализма.


 
© www.txtb.ru