Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.2. Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы

  Характеризуя типологические особенности проявления свойств нервной системы, можно отметить следующее.
  1. Типологические особенности не только разделяют субъектов по особенностям реагирования, но и объединяют их в определенные группы по сходству реагирования. Таким образом, на фоне внутригруппового сходства они обозначают межгрупповые различия.
  2. Типологические особенности обладают устойчивостью своего проявления в состоянии покоя. Это значит, что при отсутствии возмущающих воздействий (эмоциональных состояний, состояния утомления, заторможенности) проявление данной типологической особенности при ее многократном тестировании должно быть однотипным, т. е. человек в большинстве случаев должен попадать в одну и ту же типологическую группу.
  Это не означает, что степень проявления свойства нервной системы не может колебаться в определенном диапазоне. Как и всякий физиологический показатель, она подвержена колебаниям из-за изменения текущих состояний человека. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание каждому, кто изучает типологические особенности.
  3. Постоянство проявления типологических особенностей свойств нервной системы объясняется тем, что эти особенности генетически обусловлены, заданы от рождения. Поэтому целенаправленно их изменить чрезвычайно трудно.
  О том, что типологические особенности проявления свойств нервной системы являются врожденными, говорилось давно. Однако доказательства этому были получены только недавно благодаря использованию близнецового метода. Исходя из генотипического сходства однояйцевых близнецов, следует ожидать совпадения у них и многих морфологических и физиологических признаков. Действительно, сопоставление степени сходства проявления свойств нервной системы у монозиготных (однояйцевых) и дизиготных (двуяйцевых) пар методом корреляционного анализа обнаружило по многим свойствам большую тесноту связей у первых, чем у вторых. Это значит, что по данным признакам члены монозиготных пар более схожи между собой, а в некоторых случаях, когда абсолютная величина коэффициентов корреляции достигает уровня 0,900 и выше, имеют практически одинаковые типологические особенности. Поэтому был сделан вывод, что в проявлении свойств нервной системы генотипические факторы играют несомненную роль.
  В то же время вопрос о влиянии условий жизни и воспитания, спортивной тренировки на проявление свойств нервной системы остается открытым. По крайней мере, до сих пор нет прямых доказательств того, что под влиянием целенаправленного упражнения какое-то из свойств нервной системы стало проявляться не типичным для данного человека образом.
  4. Типологические особенности влияют на различные сферы личности, обусловливая особенности поведения, действий, деятельности, общения, вызывая различные склонности и влияя на выраженность способностей. Многогранность влияния типологических особенностей (полифункциональность) является их характерным признаком.
  5. Мера проявления типологических особенностей всегда абсолютна (т. е. выражается в каких-то единицах), а критерии отнесения человека к той или иной типологической группе — условны.
  Это обстоятельство имеет два последствия: положительное и отрицательное. Положительное состоит в том, что критерии деления на «сильных» и «слабых», «подвижных» и «инертных» вторичны, так как выводятся путем различных вычислений из первично регистрируемых с помощью аппаратуры данных, поэтому испытуемому, даже зная эти критерии, довольно трудно «сделать» себе такую типологию, которая ему нравится. Отрицательным же следствием является то, что условность меры типологических особенностей устанавливается авторами различных методик, что затрудняет стандартизацию критериев, по которым субъекты должны быть отнесены к той или иной типологической группе. В различных методиках критерии имеют различную степень «жесткости», в результате чего, например, один и тот же человек при обследовании его разными методиками может попасть в различные типологические группы. Это может приводить к тому, что разные авторы, пользующиеся разными методиками определения типологических особенностей, могут получать разные данные о представительстве лиц с той или иной типологией в разных профессиональных или возрастно-половых группах. Естественно, получая разные данные, авторы сделают и разные выводы, и дадут различные практические рекомендации. Наиболее реальный путь сопоставления результатов диагностики разными методическими приемами — проведение ранговой или линейной корреляции.


 
© www.txtb.ru