|
Введение
Дифференциальная психофизиолошя — это научная дисциплина, находящаяся на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Дифференциальная психология (термин введен немецким психологом В. Штерном в 1900 году) изучает индивидуальные (присущие индивидуальности) и типические (присущие группе людей, объединенных по какому-то характерному для них признаку) различия между людьми. Психофизиология изучает нервные механизмы психической деятельности. Следовательно, дифференциальная психофизиология (термин введен В. Д. Небылицыным в 1963 году) изучает зависимость индивидуальных психологических особенностей человека, проявляемых в поведении, деятельности, общении от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной системы и др.). В пособии излагаются основные сведения из области дифференциальной психофизиологии. Фундаментальной для этой науки является проблема способностей и одаренности. Обсуждение этой проблемы невозможно без рассмотрения вопроса о роли в проявлении и развитии способностей и одаренности социальных условий и врожденных задатков. В качестве последних выступают типологические особенности свойств нервной системы и темперамента, отражающие индивидуально-типические различия в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной системы). Эти различия проявляются в особенностях протекания центральнонервных процессов (интенсивности, быстроте возникновения и исчезновения, соотношении величины возбуждения с величиной торможения), которые, с легкой руки И. П. Павлова, стали называться свойствами нервной системы. Определенное сочетание типологических особенностей этих свойств, как считал И. П. Павлов, обусловливает проявление у животных и человека того или иного типа высшей нервной деятельности (темперамента). Поэтому в пособии достаточно подробно изложено современное состояние изучения этих вопросов. Приводятся многочисленные примеры проявления свойств нервной системы и темперамента в поведении и деятельности человека, обсуждаются вопросы оптимизации деятельности с учетом этих свойств. В пособии было показано, что изучение этой дисциплины имеет практическую пользу, которая может найти выражение в индивидуальном подходе к человеку в процессе выполнения им учебной и профессиональной деятельности, в процессе общения, коррекции, поведения индивидуума. Проблемы дифференциальной психофизиологии не сводятся только к изучению темперамента и свойств нервной системы. Они касаются любых различий людей, связанных с природными биологическими факторами. Значит, предметом изучения этой научной дисциплины является и функциональная асимметрия (например, разделение людей на правшей, левшей и амбидекстров) в связи с тем, что латерализация функций в двух полушариях головного мозга имеет генетическую и врожденную основу. Сказанное объясняет, почему один из разделов учебника посвящен функциональной асимметрии человека и наиболее Яркому и загадочному ее феномену — право- и леворукости человека. Этот вопрос, как правило, не обсуждается в рамках ни общей, ни дифференциальной психологии и психофизиологии. Между тем он тоже имеет практическое значение, в частности — в понимании того, что есть гармоническое развитие человека и какими путями следует его обеспечивать. Помимо чисто теоретического значения (соотношение биологического и социального в развитии человека), знание проблем дифференциальной психофизиологии имеет и большое практическое значение, так как на ее основе осуществляется (или должен осуществляться) отбор людей в различные виды профессиональной и спортивной деятельности, подбирается оптимальная для данного субъекта методика обучения и тренировки, стиль деятельности. Это пособие может оказаться полезным для практических психологов, будет способствовать ликвидации существующего разрыва между физиологическими и психологическими знаниями, получаемыми студентами-психологами. С другой стороны, он может оказаться интересным и для студентов биологических факультетов, специализирующихся на изучении физиологии человека, помогая им познать психологические проявления физиологических процессов. Пособие может принести пользу и будущим педагогам в плане познания ими природных основ способностей и поведения учащихся, индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.
|
|