Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.3.2. Возможности применения

  В психоаналитических исследованиях (З. Фрейд изучал гипноз у Ш. Шарко), акцент делается на инстинктах человека. Состояния измененного сознания соответственно рассматриваются как ситуации конфликта между потребностями и социально обусловленными сдерживающими факторами и описываются как феномен «переноса».
  По И. П. Павлову гипноз - это частичный сон, состояние переходное между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных в различной степени участков мозга сохраняется «сторожевой» очаг в коре больших полушарий головного мозга, обеспечивающий возможность взаимосвязи между гипнотизером и гипнотизируемым.
  Иван Петрович Павлов (1849-1936) — выдающийся русский физиолог, в возрасте 50 лет начал исследовать функции мозговых полушарий собак, и посвятил этому остаток своей жизни. В истории науки Павлов широко известен, прежде всего, благодаря открытию им условного рефлекса, но его исследованиями не ограничивались этой темой и были многоплановыми Павлов объединял в одно целое инстинкты и рефлексы и считал, что это неизбежный ответ организма на внутренние и внешние стимулы. Однако сам Павлов предпочитал использовать термин «рефлекс», так как этот термин, по его мнению, изначально имел научный оттенок. Вся нервная деятельность животных основана на врожденных рефлексах, которые могут быть либо связаны с процессами возбуждения, либо с процессами торможения. Такие рефлексы «представляют собой регулярные причинные связи между определенными внешними стимулами, действующими на организм, и рефлекторной реакцией организма» (Павлов И.П., 1927). Одни только врожденные рефлексы не могут обеспечить длительное существование организма, поэтому более специализированное взаимодействие между животными и окружающей средой обеспечивается посредством деятельности мозговых полушарий: «Наиболее общая функция полушарий — это реакция на сигналы, представленные бесчисленными стимулами, которые могут быть взаимозаменяемыми» (Павлов И.П., 1927).
  В своей книге «Условные рефлексы» Павлов описывает меры, которые были приняты при строительстве лаборатории с целью достижения как можно большего контроля над стимулами, воздействующими на экспериментальное животное. Перед началом определения интенсивности слюнного рефлекса всем собакам, участвовавшим в эксперименте, была произведена несложная операция — отверстие слюнного протока было выведено из слизистой оболочки рта наружу (на кожу). В экспериментальной лаборатории собаку обычно помещали в станок, изолированный от экспериментатора.
  В следующем эксперименте условный рефлекс был сформирован путем соединения действия нового стимула с безусловным рефлексом. Участвовавшую в эксперименте собаку помещали в обычную обстановку, в которой звучание метронома было связано с кормлением. Если собаку затем помещали в экспериментальные условия, ее слюнные железы оставались нефункционирующими, пока не начинал действовать какой-либо специальный стимул. Однако когда собака слышала звуки метронома, слюноотделение начиналась у нее через 9 секунд, и в течение 45 секунд выделялось 11 капель слюны. Кроме того, в ходе этого эксперимента собака поворачивалась в том направлении, откуда она обычно получала пищу, и начинала энергично облизывать губы. В ходе другого эксперимента животному показывали пищу. Через 5 секунд начиналось слюноотделение, и за 15 секунд выделялось 6 капель слюны. При проведении еще одного эксперимента пищу вкладывали собаке в рот, и слюноотделение начиналось через 1-2 секунды.
  Вкус пищи, находящейся во рту, приводит в действие врожденный рефлекс, в отличие от зрительного восприятия пищи или ассоциации пищи со стуком метронома. Этот рефлекс обусловлен физическим и химическим действием пищи на слизистую оболочку рта и языка. Слюноотделение, начинающееся при виде пищи, — это приобретенный рефлекс, так же как и слюноотделение, связанное со звуком метронома.
  Условия проведения другого эксперимента, в котором участвовала та же самая собака, отличались от обычных — включение метронома не сопровождалось кормлением. Метроном включали через каждые две минуты, при каждом включении он работал в течение 30 секунд. Описывая подробности, Павлов указывает на увеличение продолжительности латентного периода перед началом слюноотделения и уменьшение количества капель выделившейся слюны в последующих опытах. Павлов пишет, что ослабление рефлекса на условный стимул, который неоднократно был повторен без подкрепления, можно назвать угасанием условного рефлекса. Действительно, если бы данных эксперимент был продолжен, условный рефлекс исчез бы полностью.

Таблица 5

Таблица 5

  Пища во рту — это безусловный стимул (БС), который автоматически вызывает врожденную реакцию слюноотделения (БР). При повторяющемся подкреплении (звучание метронома сопровождается кормлением) метроном превращается в условный стимул (УС). Таким образом, звук метронома сигнализирует о пище и вызывает условную реакцию слюноотделения (УР). Однако, если звук метронома (УС) больше не подкрепляется кормлением, условная реакция (УР) угасает или даже исчезает (УУР).
  Научение условной реакции в данном варианте стали называть классическим, или респондентным, обусловливанием. Павлов и его коллеги исследовали природу многих стимулов, но эти исследования здесь не описываются. Достаточно будет сказать, что экспериментаторская деятельность Павлова в течение длительного времени оказывает фундаментальное влияние на поведенческий подход к консультированию.
  Применения методик Релаксации является эффективным способом устранения клинических проявлений острой стрессовой реакции и состояний дезадаптации. Состояние клиента изменяется по нескольким показателям:
  • Снижается психофизиологическая активность, возникает гипометаболическое бодрствование.
  • Преобладают реакции парасимпатической нервной системы.
  • Снижается активность лимбической и гипоталамической областей головного мозга.
  • Снижается тревожность.
  • Возрастает уверенность в собственных силах, повышается самооценка.
  • Улучшается сон, нормализуется аппетит.
  • Улучшаются взаимоотношения с окружающими.


 
© www.txtb.ru