Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.1.2. Теория личности

  В силу полученного психоаналитического образования Берн представлял личность в виде триады Эго-состояний, которые определял феноменологически, как последовательную систему чувств, связанных с объектом, операционно - как набор последовательных моделей поведения и прагматически - как систему чувств, которая мотивирует набор связанных между собой моделей поведения. Таким образом, Эго-состояния включают в себя: мышление, чувства, поведение. Э. Берн выделяет Эго-состояния: «Родителя», «Взрослого», «Ребенка». У каждого человека в любой момент времени присутствуют все три Эго-состояния, но на отдельном временном отрезке доминирует лишь одно из них. В русскоязычной литературе Эго-состояние «Ребенок» принято обозначать буквой Д - дитя.

Структурная диаграмма личности

Структурная диаграмма личности

  Эго-состояния Берн изображает в виде трех кругов расположенных один над другим и описывает следующим образом:
  1. Родитель, или экстеропсихическое Эго-состояние, - это набор чувств, убеждений, моделей поведения, стереотипов отношения к другим людям, которые напоминают чувства, убеждения, модели поведения и стереотипы отношения к другим людям характерные для людей имеющих опыт воспитания своих детей (родителей).
  2. Взрослый или неопсихическое Эго-состояние, объективно оценивает окружающую реальность. Берн уподобляет Взрослого самопрограммирующему компьютеру, опирающемуся на критерии, выведенные из поступившей информации. Характерные черты Взрослого - организация, адаптируемость и интелект. Взрослый играет роль арбитра в конфликте, разворачивающемся между Родителем и Ребенком. Именно к состоянию Взрослого обращается консультант.
  3. Ребенок или археопсихическое Эго-состояние, - это набор чувств, убеждений и моделей поведения, которые являются архаичными пережитками детства индивида. В определенном смысле, состояние Ребенка проявляется в регрессивном и даже инфантильном поведении.

Описательная диаграмма личности

Рис. 28

  Родительское Эго-состояние может быть представлено одной из двух форм: «Контролирующей» или «Заботящейся». «Контролирующий» Родитель проявляется как набор строгих, запретительных правил регламентирующих поведение индивида и призванных защитить его от возможных опасностей. Например: «нельзя переходить улицу на красный свет», «нельзя целоваться на первом свидании» и т.д. «Заботящийся» Родитель проявляется как стратегия опеки, поддержки, учитывающая собственные интересы человека. Например: «я самая красивая девочка в классе», «я всегда прав, потому что я самый умный». Диагностировать состояние Родителя можно по таким высказываниям: «я должен» и «мне нельзя», «всегда», «никогда», «итак, запомни», «сколько раз я тебе говорил», «милый мой» ит. д. Мимическими признаками состояния Родителя являются нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, «грозный вид», поглаживание другого человека по голове и т. д.
  Эго-состояние Ребенка может проявляться в двух основных формах: «Адаптированной» и «Спонтанной». «Адаптированный» Ребенок характеризуется стремлением найти компромисс, даже в ущерб себе с Эго-состоянием Родителя. Берн называет это Эго-состояние «маленький профессор» и подчеркивает, что это та часть личности, которая желает быть принятой внутренним Родителем и находит психологические и социальные преимущества в следовании предписанным нормам поведения. «Спонтанный» Ребенок проявляет себя потаканием своим желанием и именно в силу этого качества обладает творческими способностями. Трактуя творчество как спонтанность Берн, придерживается идеи Морено подчеркивавшего, что акт творения сиюминутен, не повторим, не предсказуем и не сохраняем. Спонтанный Ребенок включает в себя все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творчество, увлеченность, капризность, агрессивность. Диагностируется Эго-состояние Ребенка на основании высказываний, выражающих чувства, желания, опасения: «я хочу», «я боюсь», «какое мне дело», «меня злит», «мне все равно».

Рис. 29

Рис. 29

  Функции Эго-состояния «Родителя» - это физических и психологических установление границ, как в семье, так и другой социальной группе. Поддержание социально­психологического гомеостаза, посредством иррациональных, не поддающихся критике убеждений. Эго-состояние «Взрослый» выполняет роль внутреннего компьютера, отвечающего за принятие взвешенного, рационального решения. Работа «Взрослого» человеком осознается, как процесс мышления. Эго-состояние «Ребенка» выполняет, прежде всего, функцию сомнения, это живое интуитивное сомнение помогающее продуцировать новое поведение.
  Структурный анализ или анализ Эго-состояний, по мнению Э. Берна, позволяет исследовать и описать личностные особенности и диагностировать психологические проблемы индивида.
  Так, например человек с гипертрофированным Эго-состоянием Родителя отличается педантичность, приверженностью к консервативным убеждениям, стремлением контролировать окружающих. Окружающие воспринимают его, как авторитетного, уверенного к себе, жесткого, требовательного, обладающего мужскими чертами характера человека. В ситуации конфликта такие люди стремятся демонстрировать «силу мышц», а не «силу души». Они предпочитают видеть мир в двух красках - белой и черной. Полутона, сомнения, доводы противника не понятны им и как следствие отвергаются. В зависимости от преобладания «Заботливого» или «Контролирующего» Родителя, контроль и доминирования проявляются в мягкой, подчеркивающей заботу о другом или жесткой, подчеркивающей собственные интересы формах. Например: «Обязательно надень шарф, иначе ты простудишься»! «Обязательно надень шарф, я хочу видеть своего ребенка красивым»!
  Обратите внимание! К профессиям способствующим развитию Эго-состояния Родителя относятся: военная служба, менеджмент, работа в дошкольных учреждениях и т. д.
  Гипертрофированное Эго-состояние Ребенка, - это креативность, эгоистичность, взбалмошность, пластичность, сентиментальность. О таком человеке говорят, что он артистичен, непредсказуем, отличается нестандартным подходом к ситуациям, в западной культуре эти черты часто соотносят с женским характером. В зависимости от преобладания «Бунтующего» или «Адаптированного» Ребенка, человек направляет свой протест против самих устоев общества либо остается в социально приемлемых рамках.

Рис. 30

Рис. 30

Обратите внимание! Профессии, способствующие развитию Эго-состояния Ребенка: художник, музыкант, писатель, артист и т. д.
  Гипертрофированное Эго-состояние Взрослого, по мнению Берна, встречается крайне редко и характеризуется способностью жить здесь-и-теперь, гармоничными, не конфликтными отношениями с окружающими, стремлением к самосовершенствованию. Таких людей воспринимают, как мудрых, скромных, доступных и в тоже время, непостижимых. К профессиям способствующим развитию Эго-состояния Взрослого можно отнести профессию священнослужителя, консультанта, врача, судьи и т.д. По мнению Берна, профессия способствует, но не гарантирует развитие определенного Эго-состояния.
  Поддерживая идеи за Дж. Л. Морено Берн говорит, что к гипертрофии Эго-состояния приводит чрезмерная фиксация человека на определенной социальной роли. Согласно теории константности Дюсэй количество психической энергии у человека постоянная величина, и если энергия забрана у одного Эго-состояния, то ее избыток перетекает в другие Эго­состояния. Таким образом, человек с гипертрофированным Эго-состоянием Родителя, характеризуется дефицитом Детского или Взрослого состояний. Гипертрофированное Эго­состояние Ребенка, сочетается с недостаточно развитым состоянием Родителя или Взрослого. Развитие Эго-состояния Взрослого ведет к регрессии состояний Родителя или Ребенка.
  Изменение Эго-состояний зависит от трех факторов: силы и продолжительности воздействия на каждое Эго-состояние, проницаемости границ между Эго-состояниями, и значимости каждого из Эго-состояний для личности, для сценарного процесса. Модель будущей деформации Эго-матрицы закладывается в детском возрасте под влиянием семейных ожиданий и примера значимых взрослых.


 
© www.txtb.ru