|
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ
Арбитраж - вид посредничества в переговорном процессе, когда третья сторона обладает силой и властью, чтобы заставить переговаривающиеся стороны согласиться с той формой разрешения спора, которую определяет сам посредник. Аффилиация - социальное влечение Брейнсторминг, или «мозговой штурм» — метод группового решения творческих задач. Внутригрупповой фаворитизм — позитивно пристрастное восприятие собственной группы. Гипотеза межгрупповых контактов - теоретическое предположение, согласно которому достаточно простого знакомства и взаимодействия групп для того, чтобы ослабить межгрупповую напряженность. Группа — объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определенной мерой активности взаимодействуют друг с другом. Групповая поляризация — эффект, суть которого состоит в том, что после обсуждения в группе мнения всех ее членов как бы сливаются в единое мнение. Групповая структура — система групповых ролей, норм и взаимоотношений членов группы между собой. Групповые нормы — правила поведения для членов группы, выражающие их коллективное мировоззрение. Деиндивидуализация — состояние анонимности, возникающее у членов группы в процессе совместной деятельности, следствием которого является безответственное поведение.. Информационное влияние — воздействие посредством информации: сведений, знаний, фактов о жизненных проблемах и ситуациях. Когнитивная схема — одно из основных понятий когнитивных теорий, которое обозначает особым образом организованную систему прошлого опыта, обретенного в процессе познания и с помощью которого объясняется переживание опыта настоящего времени. Коммуникация — передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков. Конформизм — уступка в ответ на непрямое, то есть не выраженное в форме требования, но вместе с тем ощущаемое индивидом давление группы, стереотипизирующее его поведение, а также убеждения и образ мыслей. Конформность — социальное качество, выражающееся в беспрекословном согласии с группой. Ложный консенсус — тенденция считать, что большинство людей разделяет наши установки, убеждения и ведет себя точно так же, как мы сами. Межгрупповая дискриминация — негативно пристрастное отношение к членам чужой группы. Межролевой конфликт — конфликт, возникающий, когда человек совмещает несколько ролей, не совместимых между собой, но требующих одновременного исполнения. Нормативное влияние — влияние, имплицитно содержащее в себе побуждение к соблюдению тех или иных социальных норм. Социальное влияние посредством норм осуществляется сочетанием, с одной стороны, общественных, групповых норм, а с другой — стремлением человека быть “как все”, его боязнью непохожести, отличия от других. Огруппление мышления — крайний случай эффекта поляризации мнений в группе, приводящий, как правило, к неблагоприятным последствиям. Посредничество - участие в переговорном процессе «третьей стороны», которая оказывает помощь при достижении соглашения. Референтное влияние — влияние, оказываемое человеком или группой, с которыми индивид идентифицирует себя, кого признает в качестве образца для подражания, на кого хочет быть похожим. Самокатегоризация — процесс, суть которого в том, что мы бессознательно определяем себя как членов каких-либо групп, то есть относим себя к той или иной категории людей. Самоосуществляющееся пророчество — изначально ложное определение ситуации, порождающее новое поведение, которое приводит к тому, что первоначально ложное представление становится истинным. Самоподтверждаемые ожидания — процесс, посредством которого мы вызываем такое поведение людей, которое согласуется с нашими представлениями о них. Ситуационные модели лидерства — теории лидерства, которые исходят из того, что эффективность лидерства зависит от сложившейся ситуации. Социализация — процесс, в значительной мере являющийся результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет. Социальная дискриминация — обусловленные предубеждениями несправедливые действия в отношении членов определенных социальных групп. Социальная леность — эффект, возникающий при совместной деятельности людей, когда они работают не в полную силу. Социальные контакты - кратковременные, спонтанные социальные отношения. Социальная поддержка - способ преодоления трудностей при помощи других людей. Социальные связи - долговременные, постоянные социальные отношения. Социальная фасилитация (социальное способствование) — улучшение деятельности в присутствии других людей. Социальное торможение (социальное сдерживание) — ухудшение деятельности в присутствии других людей. Социальные предубеждения — отрицательная установка в отношении определенной социальной группы, содержащая негативные эмоции и враждебное поведение. Социальный стереотип — разновидность когнитивных схем. Данные схемы создаются в отношении членов каких-либо социальных групп: этнических, гендерных, возрастных. Теория заслуженной репутации — теория, объясняющая возникновение социальных предубеждений. Теория когнитивного диссонанса — теория изменения и формирования установок, согласно которой состояние диссонанса побуждает индивида отказаться от своих прежних установок и выработать новые. Теория конфликта внимания — теория объясняющая возникновение «эффектов аудитории». Теории личностных черт лидера — согласно данным теориям, чтобы стать лидером, индивид должен обладать определенными характеристиками.. Теория относительной депривации — теория, объясняющая возникновение у социальных групп недовольства своим положением. Теория социального воздействия — теория, согласно которой сила влияния других людей объясняется действием нескольких факторов: количеством людей, их статусом и близостью к мишени влияния. Теория социального научения — теория, согласно которой научение может осуществляться посредством наблюдения за поведением другого человека. Причем человек, действия или поведение которого наблюдаются, может не ставить специальной цели научить чему-либо наблюдателя или заставить его подражать себе. Теория социальной идентичности — теория, объясняющая возникновение внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации. Теория социального сравнения — теория, согласно которой люди воспринимают и осознают себя, сравнивая себя с другими. Теория статусных характеристик — теория, объясняющая закономерности возникновения статусных различий. Фейсизм — явление, которое может выражать скрытое влияние гендерных стереотипов при изображении мужчин и женщин. Фундаментальная атрибутивная склонность — тенденция предпочитать диспозиционные, игнорируя ситуационные объяснения поведения других людей. Эгоцентризм — установка самосознания, согласно которой индивид осознает себя как некий социальный образец или эталон.. Этноцентризм — присущее этническим группам восприятие себя в окружающем мире как центра мироздания.
|
|