BBus. У нас возможна аренда микроавтобуса на договорной основе. Москва и МО. |
Компенсаторная теория власти
Ключевым понятием, как всей теории индивидуальной психологии, так и концепции власти А. Адлера, является понятие комплекса неполноценности. Согласно Адлеру, он формируется у каждого человека в раннем детстве. Причиной возникновения этого психического образования в душе ребенка является то обстоятельство, что родившийся ребенок оказывается самым слабым, беззащитным и зависимым существом в мире. Разумеется, ребенок этого не осознает, но, тем не менее, его психика очень болезненно переживает это состояние беспомощности и слабости. Мы уже знаем, причем из других источников, далеких от теории Адлера, насколько психологически опасно для любого организма ощущение беспомощности, зависимости, непредсказуемости. Психика любого животного, а тем более, человека не в состоянии сколько- нибудь продолжительное время выдерживать стресс, вызванный ощущением непредсказуемости мира, его неконтролируемости. Поэтому психика ребенка создает защитные компенсаторные механизмы для нейтрализации чувства зависимости и беспомощности. Реально ребенок ничего не может противопоставить окружающему миру, который во всем его превосходит и подавляет. Ребенок еще долго остается самым слабым и несамостоятельным среди других людей, находясь в полной зависимости от них. Но зато в мире психической реальности ребенок не только ни в чем не уступает окружающим, но даже превосходит их. Это оказывается возможным благодаря тому, что в его душе в качестве компенсаторного средства возникает сильнейшее стремление к власти и превосходству. В самом общем виде два этих психических процесса — ощущение слабости, беспомощности, зависимости, с одной стороны, и стремление к превосходству — с другой, образуют отмеченный выше комплекс неполноценности. Стремление к власти и превосходству может реализовываться через различные психические и поведенческие тенденции. Мы не будем здесь анализировать их все, остановившись на одной, той, которая имеет самое непосредственное отношение к обсуждаемой проблеме.
|
|