|
Теории научения
Бихевиористское понимание сущности человека и его поведения основывается на двух базовых принципах, провозглашенных еще Джоном Уотсоном - основоположником бихевиоризма: 1. изначально человеческое существо представляет собой «чистый лист», на котором, разумеется, можно «изображать» что угодно; 2. поведение человека (как, впрочем, любого другого организма) всегда является реакцией на стимулы, причем, главными факторами, предопределяющими поведение, служат стимулы внешней среды. Программным можно считать следующее заявление Уотсона: “Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником — вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков” (Цит. по Шульц Д. и Шульц С., 1998, с. 299). Уотсон полагал, что главное для воспитательного и обучающего процесса — внешние обстоятельства, окружающие условия, в которых находится ребенок.
|
|