|
1.2.3. Личность и индивидуальность
Индивидуальность как свойство личности.
Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках другого целого. Индивидуальность человека состоит: в том, что каждый индивид неповторим, но, особенно в том, что каждый индивид - это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность.
Индивидуальная самобытность проявляется во всех признаках индивидуальности. Но истинный смысл индивидуальной неповторимости связан не столько с внешним обликом индивида, сколько со способом бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности. Индивидуальность можно определить как особую форму бытия человека в обществе. Целесообразно сопоставить понятие индивидуальности с понятием личности, так как индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из её свойств. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Но если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности» (6).
Личность, взятая вне связи с индивидуальностью, вне её собственного способа бытия, есть, конечно, абстракция и реально не существует. Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью.
Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависят от его индивидуального сознания, уровня его развития, индивидуальны особенностей. таким образом, индивидуальность не только связана с личностью, но и образует её существенную черту, а потому должна органически войти в определение самого понятия личности. Понятие индивидуальности не совпадает целиком с понятием личности. Если понятие личности характеризует человека со стороны его социальной обусловленности, его социального содержания, указывая на его социальные позиции и ориентации, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Природные особенности индивида сами по себе не формируют индивидуальности. Человеческий индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей», «экземпляром» рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия. Индивидуальность - это особое сформировавшиеся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств, его сознания и деятельности. Так «индивидуальность по-разному проявляется в предметном мире, органической природе и человеческом обществе, соответственно можно выделить три её формы: предметная, биологическая и социальная».
Сущностное определение индивидуальности состоит в том, что она отражает самобытность конкретного индивида.
Понятие личности характеризует человека со стороны его социального содержания, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Понятие индивидуальности неразрывно связано с процессом индивидуализации человека, с формированием и развитием своей самобытности и уникальности. В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, в других людях, в самом себе.
|
|