|
4.2.3. Научение и режимы подкрепления
На основе своих многочисленных опытов он сделал следующие выводы: 1. оперантное поведение формируется научением Оперантное поведение возникает при научении: • путем проб и ошибок; • путем формирования реакций; • путем наблюдения. 2. за формирование оперантного поведения ответственное подкрепление. Подкрепление — действие, которое следует за фрагментом поведения и вызывает вероятность повторения реакции в последующем. Типы подкрепления: 1. первичное - объект или события сами по себе обладают подкрепляющими свойствами (пища, секс). 2. вторичное - события ли объект обладают подкрепляющими свойствами посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением.
Пример:
а) деньги - посредством денег можно удовлетворять свои потребности различного порядка;
б) социальные подкрепляющие стимулы - лесть, похвала, привязанность, внимание; в) социальное одобрение - мода - как предмет одобрения - хорошая учеба - как предмет одобрения Скиннер подчеркивает важное значение подкрепляющих стимулов в формировании и контроле поведения человека. Он делит подкрепление на: 1. позитивное подкрепление - любой стимул, присутствие которого упрочивает поведение, для вызова которого он предназначен. Позитивное подкрепление - это предъявление положительного стимула. Это означает, что отмечается повышение частоты реагирования по сравнению с исходным стимулом (частотой реагирования до какого бы то ни было подкрепления). Учитель хвалит ученика за то, что он задал вопрос, и частота вопросов возрастает. Похвала в этом случае - подкрепление. Однако эту же похвалу нельзя будет назвать подкрепление, если она не повысить количество задаваемых вопросов (некоторые ученики предпочитают не обращать внимания на учителя). Ребенок, закончивший четверть на отлично вознаграждается каким-либо подарком. 2. негативное подкрепление - любой стимул, устранение которого упрочивает поведение. Негативное подкрепление - это удаление аверсивного стимула. Адаптация индивида к окружающей среде помимо поиска вознаграждения требует уклонения от болезненных, неприятных, отвращающих стимулов. Пещерному человеку приходилось искать пищу (позитивное подкрепление) и прятаться от холода (негативное подкрепление). Пример: страх перед зубным врачом, боязнь ходить туда, человек избегает его - не идет. Уход с солнца в тень. Но всё же главную роль в контроле поведения человека он отводит аверсивным (неприятным, болевым) стимулам. Аверсивный контроль осуществляется 2 методами: Наказание - его цель: заставить людей не вести себя определенным способом. 1) Позитивное наказание - предъявление аверсивного стимула. Маленький ребенок пытается ударить животное - получает шлепок. 2) Негативное наказание - удаление положительного стимула. Подростка лишают вечернего гуляния из-за тройки по контрольной работе. Ребенка, получившего «2» пристыживают, лишают похода в кино. Итак, Скиннер в своей концепции указывал, что всё поведение человека может быть понято как обусловленное сочетание позитивных и негативных подкрепляющих стимулов. На основе анализа поведения он сформулировал теорию оперантного научения. С её позиции главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Выработка какого-либо поведения невозможно, если оно сразу не подкрепляется. Скиннер выступает за положительные подкрепляющие факторы, которые способствуют выработке социально адекватного поведения, а не подавлению социально неадекватного поведения через негативное подкрепление. Скиннер был сторонником позитивного подкрепления для устранения нежелательного поведения. В жизни как раз происходит обратное явление. Нежелательное поведение пытаются контролировать аверсивными стимулами - наказанием. Но это средства контроля Скиннер считал неэффективным. Родители наказывают ребенка за курение - в их отсутствии он курит, за плохую учёбу - в их отсутствии он учится ещё хуже. Поведение, за которое наказали, может появляться вновь, если исчезает вероятность быть наказанным. Скиннер весьма скептически относился к наказанию и призывал общество найти более эффективные и гуманные способы контроля поведения. Как персонолога Скиннера в меньшей степени интересуют проблемы структуры личности, его интересует модифицируемое поведение. Однако Скиннер никогда не утверждал, что детерминирующие поведение факторы лежат в среде. Во-первых, он указывает, что чувствительность индивида к подкреплению имеет генетическую основу, выработавшуюся в связи с жизненной необходимостью к познанию важных событий среды. Во-вторых, Скиннер указывает на наличие индивидуальных различий в обусловливании поведения. Для данного индивида некоторое поведение может быть обусловлено легче, чем другое. Таким образом, Скиннер не утверждает, что поведение индивида - только продукт среды. Он просто снижает практическое значение биологической изменчивости.
|
|