Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.2.1. Основные положения теории Скиннера

  Продолжает и развивает идеи Уотсона Беррес Ф. Скиннер (1904-1990), Университет Гарвард, который разработал теорию оперантного научения. Он является лидером современной формы бихевиоризма (или необихевиоризма).
  Скиннер считал теории психоаналитические умозрительными, т.е. основанными на предположении. Они предполагают существование интрапсихических факторов (влечения, бессознательное), которые нельзя эмпирически проверить. Скиннер считал, что поведение человека надо изучать с позиции того, что его формируют обстоятельства окружения (окружающая среда и люди). Все действия человека и его поведение объясняются влиянием окружения.
  Скиннер утверждал, что человеческий организм - это «черный ящик». Его содержимое (эмоции, мотивы, интрапсихические конфликты, влечения) нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения.
  Поведение человека можно и нужно надежно и объективно измерить. И таким образом теория из разряда умозрительных переходит в разряд эмпирических (научно-обоснованных). Он ставил науку о поведении в разряд естественных наук, т.е. наук: основанных на фактах (1) и цель которых предсказать и проконтролировать изучаемое явление (2).
  Скиннер предложил в качестве метода исследования поведения - функциональный анализ поведения. Он указывал, что поведение лучше всего изучать, обращаясь к тому, как оно соотносится с предшествующими событиями. Он полагает, что поведение можно изучить и контролировать посредством манипулирования средой, в которую включен организм. При этом нет необходимости рассматривать механизмы, действующие внутри организма.
  Так, функциональный анализ дает возможность установить точные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) и условиями окружающей среды (стимулами), которые контролируют поведение. Функциональный анализ дает возможность установить причинно-следственные отношения между поведением и окружающей средой. Манипулируя переменными окружающей среды (независимыми переменными - теми, которыми манипулирует экспериментатор), можно предсказывать и измерять поведение человека (зависимую переменную - ту, которая изменяется в результате манипуляции).
  Скиннер не принял идею о личности или самости, которая направляет или стимулирует поведение. Он считает, что необходимо отказаться от мысли, что поведение порождается силами, находящимися внутри индивида (чертами, потребностями, мыслями, чувствами), в пользу более научных представлений о силах, лежащих вне человека. Он полагает, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи - окружающей средой. Изучение личности по Скиннеру - это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.


 
© www.txtb.ru