|
3.2.3. Влечение к власти, превосходству, совершенству
Второй вид влечения - это стремление к власти, превосходству, совершенству. Оно является основной детерминантой в развитии личности и имеет особое значение для всей жизни индивида. Рассмотрим природу этого влечения. Ребенок рождается и сразу попадает в большой, чужой, опасный для него мир, который подавляет его своей огромностью. Ребенок этого не осознает, но ощущает эту бездну, его гнетет беспредельность окружающего мира. В мире, где все больше него, где он наиболее маленькое и самое беззащитное существо, он объективно обречен на чувство беспомощности и чувство неполноценности. По Адлеру ребенок, едва родившись, сориентирован на соотнесение себя с внешним миром. Он бессознательно проводит механизм социального сравнения. Результаты этого сравнения явно не в его пользу. Он видит свою несоизмеримость, ничтожность, беззащитность. У ребенка возникает ощущение неполноценности и формируется комплекс неполноценности. Большую роль в развитии этого комплекса играет ближайшее окружение, в частности, семья. Она является тем основным фоном, на котором осуществляется сравнение. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он беспомощен и, чтобы выжить, он должен опираться на родителей. Сравнение себя с другими членами семьи, более сильными и могущественными вызывает глубокие переживания неполноценности. По отношению к взрослым, ребенок мал, беспомощен, зависим от них в удовлетворении своих физических и психических потребностей, зависим от их воли и желаний. Адлер пишет: «В течение всего времени своего развития ребенку присуще чувство неполноценности, прежде всего, по отношению к родителям, братьям и сестрам и к окружающим. Из-за незрелости его органов, из-за неуверенности и несамостоятельности и из-за болезненного переживаемого подчиненного положения среди других у него развивается чувство ущербности, неполноценности, которое проявляется во всей его жизнедеятельности» (Адлер, 1997). Переживание комплекса неполноценности очень тяжелый и болезненный процесс для психики ребенка. Возникает необходимость его компенсации. Это связано с развитием процесса самосознания и последующим процессом самоидентификации. Ребенок начинает выводить представления о себе, как о совокупности своих внешних качеств: «я - маленький», «я - беспомощный». От идентификации зависит самооценка, которая в данном случае является очень низкой. Психика же предоставляет ребенку возможность компенсировать свою недостаточность через представление выдуманных возможностей. Он начинает жить в сказке, мечте, воображаемом мире. Пытаясь избавиться от болезненного переживания комплекса неполноценности, ребенок выбирает способ фантазий, иллюзий, сказок. Таким образом, он создает компенсаторную программу развития или фиктивную цель - нереальную, недостижимую. Будущее становится для него краем, который должен принести компенсацию. Компенсацией для него является то, что надолго упраздняет его жалкое нынешнее положение и возвышает его над всеми. Таким образом, у ребенка возникает фиктивная цель превосходства. У ребенка развивается стремление к превосходству или совершенствованию, то есть побуждение улучшить себя, развивать свои способности, свою потенциальность. Именно появление раннего ощущение неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Таким образом, стремление к превосходству является основной мотивационной силой жизни человека. Фактически все, что делают люди, имеют целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить» (Адлер, 1997). Эта «великая потребность возвыситься» от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы, развита у всех людей. Трудно переоценить значение, которое Адлер придавал этой движущей силе. Он рассматривал стремление к превосходству, как главный мотив в своей теории. Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным, и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем.
|
|