|
3.2.1. Принцип телеологической детерминации как основа психической жизни индивида
Важным этапом в истории психодинамического направления стало появление не очень связанных между собой теорий, авторы которых стремились либо расширить подход Фрейда к личности, либо пересмотреть его. Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшиеся с Фрейдом и избравшие путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем, — Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Оба они с самого начала были участниками психоаналитического движения и горячо поддерживали широту и новизну системы Фрейда. Однако со временем они заявили о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни. В начале своей практической и научной деятельности Альфред Адлер придерживался психоаналитической концепции, впоследствии, он отошел от Фрейда и создал свою школу индивидуальной психологии. Обращаясь к проблеме бессознательного, Адлер, как и Фрейд, считает, что проявления бессознательного являются ключевым моментом человеческого существования. Именно оно определяет основное содержание и направление душевной жизни индивида. В отличие от Фрейда Адлер: 1. Не признает абсолютного бессознательного, то есть такого, которое не осознается вообще. Бессознательное - это то, что человек не понимает или забывает, но это временное состояние, переходный этап, так как бессознательное может быть осознанно. 2. Останавливаясь на вопросе взаимоотношения между бессознательным и сознанием, Адлер не усматривает противоречивости, конфликтности и конкурентности между ними. Он указывает, что они находятся в состоянии взаимокомпенсации. То, что не может происходить сознательно, происходит бессознательно, и наоборот. 3. Адлер считает, что существует целесообразность функционирования бессознательного. Это понятие не тождественно рациональности. Бессознательное по Адлеру также иррационально, как у Фрейда, но есть некая логика в развитии и функционировании бессознательного, которая определяется целью. Это и дает возможность ему утверждать о целесообразности бессознательного. Само понятие цель и движение личности к цели в теории Адлера имеет особое место и содержание. Он считает, что функционирование психики индивида предопределено телеологическим детерминизмом. То есть, развитие личности детерминируется определенными целями, которые он себе ставит, чаще бессознательно. Цель - это то, что намечает психика в качестве жизненного проекта. По Адлеру человек должен реализовать жизненную цель в ходе своего существования. «Мы не способны думать, чувствовать, действовать, не имея перед собой цели. Никакой причинности недостаточно живому организму. Только неживое подчиняется очевидной каузальности. Но жизнь - это должествование. Любое душевное явление может быть осмысленно, и понято как движение к цели» (Адлер, 1997). По Адлеру целостность личности обеспечивается целостностью функционирования психики. Целостность психики определяется тем, что вся деятельность человека выстроена согласно его цели и жизненного плана по ее достижению. Тем самым жизнь принимает характер соответствующий конечной цели. И смысл жизни - это должествование.
|
|