|
1.3.3. Биосоциальный подход к формированию и развитию личности
Представители данного подхода признают роль в развитии индивида как факторов внешней среды и воспитания, так и действие факторов наследственности. А.Эткинд указывает, что результаты различных экспериментальных исследований показывают, что ни ситуация (среда) сама по себе, ни личность (наследственность) сама по себе не определяют психическое развитие индивида. Потому в последнее время в самых разных подходах к исследованию психического развития указывается, что оно определяется взаимодействием между личностью и ситуацией, между средой и наследственностью. на основании этого были предложены двухфакторные концепции детерминации развития личности. Но как соотносится наследственность и среда? При попытке ответить на этот вопрос возникла теория конвергенции двух факторов. Концепция В.Штерна - теория конвергенции (схождения) двух факторов - среды и наследственности. Душевное развитие есть не простое проявление прирожденных свойств, и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Психическое развитие - это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Влияние внутренних и внешних факторов на психическое развитие анализировалось Штерном на примере основных видов деятельности детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму в игровой деятельности. И указал, что форма неизменна и связана с врожденными качествами, для упражнения этих качеств и создана игра. Содержание игры задается средой, которая помогает ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Анализируя игровую деятельность Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т.е. социального фактора, так и наследственных предиспозиций, которые даются человеку от рождения, т.е. биологического фактора. Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу, который отражен в двух общеизвестных поговорках: «яблоко от яблони недалеко падает», «с кем поведешься от того и наберешься». Концепция З.Фрейда - теория конфронтации двух факторов - среды и наследственности - в основе её лежит конфликт в структурной организации личности, который разворачивается между инстинктивной сферой душевной жизни человека («Оно») и требованиями общества («Сверх-Я»). Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть понятны из изучения двух принципов душевной деятельности - принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Биологическое начало человека, побуждаемое либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, а социальная среда накладывает свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности. Конфронтация биологического и социального обозначается Фрейдом через конфликт между различными инстанциями личности - «Сверх-Я» и «Оно». «Сверх-Я» представляет в организации личности социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности, а Оно в основном отражает спрятанное в глубинах организма природное начало, которое требует удовлетворения сиюминутных инстинктивных потребностей. Индивид вынужден ограничивать свои влечения, соотнося их с требованиями общества. В данной теории двухфакторного развития средовые влияния вытесняют природное начало. Они находятся в антагонистических, противоречивых отношениях. Концепция взаимодействия двух факторов. Биологическое и социальное в человеке столь прочно соединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. несомненно, существует зависимость развития высших психических функций от структуры и функции нервной системы. Нейрофизиологи и нейропсихологии проводят исследования в этом направлении и изучают интегративные связи клеток головного мозга и проявлений психической активности человека. В то же время в исследованиях Выготского указывается то обстоятельство, что развитие высших психических функций составляет одну из сторон культурного развития поведения. С точки зрения Выготского культурное развитие ребенка (развитие ребенка в социальной среде) соответствует психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества. В онтогенезе человека представлены оба типа психического развития: биологическое и историческое (культурное) развитие. Согласно Выготскому процессы биологического и культурного развития в филогенезе представлены в разделенном виде и связаны отношением преемственности и последовательности. В онтогенезе они существуют в слитом виде и образуют единый процесс. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются друг с другом. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка.
|
|