|
§ 3.1.2. Эволюционные кризисы
Хотя они предсказуемы и встречаются в большинстве семей, некоторые аспекты этих кризисов новы для проходящих через них семей, и могут повлиять деструктивно, хоть и временно. Большинство семей переживают серию нормативных кризисов на каждой стадии жизненного цикла. Сам факт вступления в брак может вызвать кризис, т.к. требует изменений и приспособлений обоих супругов. Родительство, ребенок пошел в школу, старший ребенок уходит из дома, пенсия, перемена местожительства, смерть супруга - каждое является стрессом. Развод выглядит здесь как бы мертвой петлей в большей степени, чем линейной последовательностью: в любой момент человек может стать одиноким, затем снова вступить в брак, иметь больше детей или смешанную семью. Семьи очень сильно различаются между собой в том, насколько хорошо и насколько быстро они адаптируются к подобным изменениям. Мудро поступают те пары, которые обсуждают изменения, соглашение об этом может быть достигнуто очень быстро. Другие могут неделями спорить, прежде чем определят границы изменений и найдут новые приемлемые роли и задачи, тогда как другие могут изобретать одно решение проблем за другим, прежде чем, спустя месяцы, найдут верное, которое будет работать на них. Независимо от проблем, которые переживает семья: чем успешнее разрешен первый конфликт, тем лучше они справляются с последующими. Другой фактор, который определили, как влияющий на приспособление хорошее - адаптивность и интеграция семьи, теплые эмоциональные отношения между членами семьи, хорошее супружеское приспособление мужа и жены, дружеские, сотрудничающие отношения родителей и детей; принятие решений затрагивает точку зрения каждого, не авторитарный подход. Вступление в брак: вступив в брак, и мужчина и женщина принимают на себя новые роли - роли супругов. В их собственных глазах и в глазах общества они теперь имеют новые идентичности: муж и жена. Переход от состояния свободного человека к состоянию женатого человека, переориентировка с эго-ориентации на брак-ориентацию - первая задача, которую должна выполнить пара. Молодожены должны, во-первых, найти жилье, и определить, как будут поделены роли. Рождение первого ребенка: важнейший эволюционный кризис этого периода связан с принятием на себя новых ролей и обязанностей родителей. Успешное прохождение этой стадии в цикле семейной жизни зависит от таких основных факторов, как эмоциональная готовность к принятию на себя роли родителя, необходимые знания для этого и финансовая готовность к принятию зависимого члена семьи. Ребенок идет в школу: когда ребенок идет в школу, то он становится глубоко вовлеченным во взаимоотношения за пределами семьи в первый раз в его жизни. Это требует изменений ролевых паттернов в семейной системе, как для родителей, так и для детей. Школа - то, что разделяет родителей и детей, поэтому может стать причиной интенсивного чувства стресса, тревоги и печали родителей. Некоторые родители чувствуют, что они теряют контроль над своим ребенком. Для других поход ребенка в школу значит лишь изменение в расписании, режиме дня. Мать, которая брала отпуск по уходу за ребенком, должна сейчас решить, возвращаться на работу или нет. Отделение от родителей вызывает так же тревогу и у некоторых детей. Задача этих детей - изменить тотальную зависимость от родителей на частичную зависимость от родителей и от сверстников и научиться принимать других людей, помимо родителей (в данном случае учителей) в качестве авторитетных фигур. Насколько успешно справится ребенок с этим, зависит главным образом от того, насколько уверены и доверчивы они, и от того, каким конкретным образом родители поддерживают уход ребенка в школу. Выделяют также и другие эволюционные кризисы, которые переживает семья в процессе своего развития.
|
|